Спец. Психология как отрасль знаний
Специальная психология – (от греч. Specialis – особенный, своеобразный) отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Объект изучения специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.
1. Лица с первичными нарушениями развития:
*Незрячие и слабовидящие
*Глухие и слабослышащие
*С нарушениями ОДА (ДЦП)
*С нарушением интеллекта (у.о, ЗПР)
*С РДА
*С нарушением речи (дизартрия, алалия и пр.)
2. Лица с комплексными нарушениями в развитии. В качестве синонимов понятия «комплексные нарушения» используют такие понятия, как «сложные», «сочетанные», «комбинированные».
3. Дети с трудностями в обучении. У психиатров может диагноз звучать «специфические расстройства развития школьных
Предмет специальной психологии:
различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
3). Связь специальной психологии с другими науками:
Генетика, невропатология, психопатология, офтальмология, отоларингология, психология развития, общая психология, общая педагогика, коррекционная педагогика, социальная педагогика...
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, тесно связанная с психологией, педагогикой и медициной
Цели и задачи СП
Основнойцелью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
ОсновнаязадачаСП – изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специальных методов и приемов обучения и воспитания.
ЗадачиСП:
1. изучение психологических особенностей и закономерностей психического развития лиц с недостатками в разных условиях (прежде всего, в ситуации обучения);
2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
3. разработка средств психологической коррекции недостатков развитии;
4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания;
5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения в разных условиях;
6. психологическое изучение и организация социальной адаптации лиц с недостатками в развитии;
7. психологическая коррекция социальной дезадаптации лиц с отклонениями;
8. поддержка профессионального обучения лиц с недостатками развития.
4). Методы СП:
Психология в своей практике использует две группы методов — общенаучные и собственно психологические. Первые используются большинством наук, как естественных, так и гуманитарных, — эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, самонаблюдение и др.
Методунаблюдения в специальной психологии уделяется особое внимание, так как в ряде случаев не всегда удается организовать и провести традиционную экспериментальную процедуру в силу тяжести и выраженности нарушений в психическом развитии. Наблюдение может быть продуктивным, если оно целенаправленно, то есть исследователь наблюдает не за всем многообразием поведения индивида в целом, а выбирает лишь определенные, необходимые для изучения фрагменты. Другой важной особенностью процесса наблюдения является его субъективность.
Методбеседы выступает как в качестве дополнения к эксперименту, так и вполне самостоятельно. Прежде всего, психолог должен установить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности. Собеседник должен чувствовать заинтересованное отношение к себе. Задаваемые вопросы должны быть понятны. Необходимо точно определить цель, основное содержание беседы, характер и последовательность предлагаемых вопросов, которые формулируются в процессе подготовки.
Психологическийанализ чаще всего проводится в виде беседы об истории развития ребенка. Беседа с родителями, учителями, воспитателями и другими взрослыми, знающими ребенка, может предоставить немало ценной информации. Сложность состоит в том, что эти данные не структурированы.
Организация психологическогоэксперимента должна быть адекватной реальным возможностям испытуемого. Прежде всего, необходимо удостовериться в том, что испытуемый понял суть предлагаемого ему задания. Зачастую доступная для понимания ребенка с нормальным развитием инструкция бывает неясной для детей с умственной отсталостью, нарушением слуха, речи и др. В подобных ситуациях отрицательный результат отражает не сами возможности обследуемого, а степень адекватности понимания задания, что может быть причиной диагностической ошибки.
5). Принципы психологического обследования
*Сравнительный
*Динамический
*Принцип комплексного подхода
*Принцип целостного, системного изучения
*Принцип ориентации на качественный анализ
Наиболее общим из них является сравнительныйпринцип, смысл которого очевиден: эмпирические данные, полученные в результате эксперимента или наблюдения, оцениваются как научно-валидные лишь в случае их сравнения с аналогичным фактическим материалом, воспроизведенным на сопоставимой выборке нормально развивающихся детей. Это условие необходимо, но недостаточно. Сравнительный принцип подразумевает также сопоставление данных, полученных на конкретной группе детей, с аналогичными результатами исследований, проведенных на детях с иной формой нарушения.
Другой принцип – динамический – представляет логическое продолжение сравнительного. Адекватные сведения о характере того или иного отклонения могут быть получены в результате проведения многократных временных срезов.
Принцип комплексногоподхода состоит в следующем: в психологическом обследовании детей с нарушениями в развитии, особенно при интерпретации полученных результатов, психолог обязан учитывать данные клинического характера (неврологический и соматический статус, состояние зрения, слуха, речи, двигательной сферы, возможность наследственной природы нарушений и пр.)
Принцип целостного, системногоизучения предполагает обнаружение не просто изолированных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними и определение их причин.