Научная деятельность осуществляется психологами в основном в рамках научно–исследовательских институтов, в лабораториях (которые могут принадлежать исследовательскому институту, но могут и существовать при других учреждениях, заинтересованных в психологических разработках) и на кафедрах психологии различных учебных заведений, преимущественно высшего звена (где также могут быть организованы лаборатории, либо научно–исследовательская деятельность осуществляется преподавателями кафедры).
Считается, что большая часть российских психологических исследований осуществляется в рамках деятельности учреждений так называемой «большой пятерки»: Психологического института РАО; Института психологии РАН; факультетов психологии Московского государственного университета и Санкт–Петербургского государственного университета; Санкт–Петербургского научно–исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
В настоящее время в России существует два специализированных психологических научно–исследовательских института, ведущих разработки по наиболее актуальным направлениям современной психологии.
|
|
Как Вы уже знаете, старейшим психологическим специализированным научно–исследовательским институтом является Психологический институт Российской академии образования (РАО), официальное открытие которого состоялось в 1914 г.
За почти 90 лет существования института (неоднократно менявшего свое название) его директорами были видные психологи и организаторы науки — его первый директор Г. И. Челпанов, позже — К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (о них мы уже рассказывали), академики Анатолий Александрович Смирнов, Василий Васильевич Давыдов, Алексей Михайлович Матюшкин. В настоящее время директор института — Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, специалист в области развивающего образования. В институте работают около 250 сотрудников. Основные направления работы института связаны с теоретическими и прикладными вопросами психологии личности, психологии развития, педагогической психологии.
Второй по времени открытия специализированный психологический институт — Институт психологии Российской академии наук (РАН), организованный в 1971 г. по инициативе Бориса Федоровича Ломова, ставшего его первым директором.
В настоящее время директор института — Андрей Владимирович Бругилинский, доктор психологических наук, профессор, член–корреспондент РАН, академик РАО, специалист в области психологии личности, психологии мышления, истории психологии. В институте работают около 230 сотрудников, осуществляющих исследования в области психологии личности, социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, истории психологии и др.
|
|
Среди институтов, не являющихся специально психологическими, но уделяющих большое внимание научно–психологическим исследованиям, выделим:
• в системе Российской академии образования Институт коррекционной педагогики, Институт педагогических инноваций, Исследовательский центр семьи и детства, Институт профессионального самоопределения молодежи;
• в системе Российской академии наук — Институт истории естествознания и техники, где действует сектор социальной психологии.
Особо выделим одно из старейших в стране научных учреждений, с первых дней своего существования уделявшее психологическим исследованиям много внимания — Санкт–Петербургский научно–исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, специализирующийся в области неврологии и медицинской психологии. Институт был создан в 1908 г. по инициативе В. М. Бехтерева (его первого директора).
Как уже говорилось, научно–исследовательская работа активно ведется в учебных заведениях, занимающихся подготовкой психологов, в первую очередь в университетах Москвы и Санкт–Петербурга.
Факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова был создан в 1966 г. по инициатива А. Н. Леонтьева (его первого декана). В настоящее время деканом факультета является Александр Иванович Донцов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Главное направление научной работы факультета — разработка теории деятельности (с которой в общих чертах Вы уже знакомы). Ведутся теоретические и экспериментальные исследования в области психологии личности, формирования деятельности и психики ребенка, закономерностей взаимодействия коллектива и личности, нарушений и коррекции деятельности и психики, нейропсихологии, зоопсихологии и др.
Факультет психологии Санкт–Петербургского государственного университета был основан также в 1966 г. Первым деканом был Б. Ф. Ломов (впоследствии ставший директором уже упоминавшегося Института психологии РАН в Москве), затем деканом стал инициатор его создания Б. Г. Ананьев, теоретические взгляды которого мы кратко рассматривали. В настоящее время декан — доктор психологических наук Альберт Александрович Крылов. Факультет ведет научную работу в области психологии личности, инженерной психологии, социальной психологии, педагогической психологии, истории психологии.
Как уже говорилось, активная научно–исследовательская психологическая работа осуществляется и во многих других высших учебных заведениях, в особенности в тех, где существуют специализированные кафедры психологии, в частности, в педагогических университетах, крупнейшими из которых являются Московский педагогический государственный университет и Санкт–Петербургский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Подробный перечень основных научно–исследовательских психологических организаций с указанием адресов и телефонов России Вы можете увидеть в справочном издании «Психология и психотерапия в России», СПб.: ИМА–ТОН–М, 2000.