Всего часов теоретического обучения 8262

Примечание:

*) - кроме вузов Министерства внутренних дел (МВД России) и Министерства Россий­ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

5. Сроки освоения основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасность жизнедеятельности"

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе: ' теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу сту­дентов, практикумы, в том числе лабораторные, -153 недели;

- экзаменационные сессии - не менее 20 недель;

- практики -18 недель, в том числе:

- учебная - 4 недели;

- производственная - 10 недель;

- преддипломная - 4 недели;

- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту вы­пускной квалификационной работы - не менее 16 недель;

- каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее 38 не­дель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае со­четания различных форм обучения, увеличивается вузом до одного года от­носительно нормативного срока, установленного п. 1.3 настоящего государ­ственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента уcтанавливается

54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (само­стоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 ча-

сов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практи­ческие занятия по физической культуре и занятия по факультативным дис­циплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специально­сти) не запрещена соответствующим постановлением правительства РФ.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен со­ставлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасность жизнедеятельности"

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки инженера.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и ут­верждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образова­тельного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факуль­тативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учеб­ного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, вклю­ченным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% для отдельных дисциплин цикла - в

пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дис­циплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализоваться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. 3анятия по дисциплине "Физическая культура при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- в образовательной программе специальности "Безопасность технологи ческих процессов и производств" специфика подготовки для конкретной отрасли учитывается, прежде всего, за счет дисциплин специализаций;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, o6eспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально- экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в со- ответствии профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом;

- устанавливать по согласованию с Учебно-методическим объединением в установленном порядке наименование специализаций, дисциплин спе циализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки ин женера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведе- ния, имеющих среднее профессиональное образование соответствующе­го профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессиональ­ного образования. При этом продолжительность обучения должна со­ставлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в со­кращенные сроки допускается для лиц, уровень образования или способ­ности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Реализация основной образовательной программы подготовки инже­нера должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или большой опыт работы в со­ответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного про­цесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипло­мированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, соответствующимпо содержанию полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экз. на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций повсем дисциплинам и по всем видам занятий-практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а так же нагляднымипособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:

Лабораторные практикумы по специальным дисциплинам:

- для специальности "Безопасность жизнедеятельности в техносфере”: средства защиты среды обитания (средства защиты атмосферы, средства защиты гидросферы, зашита от шума, вибрации, ионизирующих и элек тромагнитных излучений), мониторинг среды обитания (определение контроль химических загрязнений воздуха и воды, определение уровня шума, вибраций, ионизирующих и электромагнитных излучений), физико-химические процессы в техносфере, безопасность труда (электро- безопасность, расследование аварий и несчастных случаев, параметры микроклимата, защита от тепловых излучений, производственное осве- щение), безопасность в чрезвычайных ситуациях (индивидуальные средства защиты в чрезвычайных ситуациях);

- для специальности "Безопасность технологических процессов и произ- водств": производственная безопасность, производственная санитария и гигиена, экспертиза условий труда и сертификация, защита в чрезвычай- ных ситуациях, основы промышленной экологии;

- для специальности "Пожарная безопасность": противопожарное водо­снабжение; пожарная безопасность электроустановок; здания, сооруже­ния и их устойчивость при пожаре; пожарная безопасность технологиче­ских процессов, автоматизированные системы управления и связь, про­изводственная и пожарная автоматика, пожарная техника;

- для специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях": медицина ката­строф, организация и ведение аварийно-спасательных работ, спасатель­ная техника и базовые машины, системы связи и оповещения, пожаро-взрывозащита, радиационная и химическая защита.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин естественнонаучного и общепрофессионального циклов: мате­матика, физика, информатика, инженерная графика, механика, теплотехни­ка, гидромеханика, теория горения и взрыва, надежность технических сис­тем и техногенный риск, а также при изучении специальных дисциплин. Практические занятия при изучении специальных дисциплин:

- для специальности "Безопасность жизнедеятельности в техносфере":

системный анализ и моделирование процессов в техносфере, экспертиза проектов, системы защиты среды обитания, защита в чрезвычайных ситуациях, информационные технологии в управлении средой обитания, экономика и менеджмент в техносфере;

- для специальности “Безопасность технологических процессов и производств": производственная безопасность, производственная санитария и гигиена труда, экспертиза условий труда и аттестация персонала, экономические основы обеспечения безопасности;

- для специальности "Пожарная безопасность": пожарная безопасность в строительстве, пожарная безопасность технологических процессов, организация деятельности пожарной охраны, пожарная тактика, экономика пожарной безопасности, расследование и экспертиза пожаров, газодымозащита;

- для специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях": устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, медицина катастроф, тактика сил РСЧС и ГО, материально-техническое обеспечение.

Семинарские занятия должны быть предусмотрены для гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

"Экология и промышленность России";

"Экологические системы и приборы";

"Физика горения и взрыва";

"Пожаро-взрывобезопасность";

"Пожарная безопасность";

"Гражданская защита";

"Медицина катастроф";

"Химия и жизнь";

"Экология и жизнь";

"Безопасность труда в промышленности";

"Охрана труда и социальное страхование";

"Гигиена и санитария";

"Медицина труда и промышленная экология".

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательных программу подготовки инженера, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и науч­но-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным пла­ном, и соответствующей санитарно-техническим нормам и противопожар­ным правилам.

Лаборатории вузов должны быть оснащены современными стендами, оборудованием и оснасткой, обеспечивающими практическое освоение изучаемых дисциплин,

В составе вуза должны быть центры, классы и лаборатории, оснащен­ные современной компьютерной техникой.

6.5. Требования организации практик.

Цели, содержание и требования к организации практик,имея общую привязанность к виду профессиональной деятельности, различаются по специальностям.

6.5.1. Для специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере”:

- целью учебной практики является: ознакомление с основными техно­логическими процессами, опасными и вредными факторами на предпри­ятии, в городе, регионе; изучение состава перерабатываемого (или добы­ваемого) сырья, продуктов и отходов, получаемых в ходе реализации технологических процессов; ознакомление с системой защиты окру­жающей среды, требованиями по безопасности, реализуемыми на пред­приятии.

- целью производственной практики является углубление знаний в об­ласти оценки опасных и вредных факторов среды обитания на промыш­ленном объекте, в районе, городе; изучение структуры производства и основных технологических процессов, функционирования служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны, методов и средств защиты окружающей среды, используемых на объекте, систем обеспечения безопасности объекта, качественных и количественных по­казателей промышленной безопасности на предприятии, порядка состав­ления и оформления томов ПДВ, ПДС и ПДР промышленного объекта, приемов ликвидации последствий аварий и несчастных случаев; озна­комление с мерами обеспечения надежности функционирования объек­тов в промышленном производстве, системой контроля за показателями состояния среды обитания на промышленном предприятии, в городе, районе, с экспертной процедурой определения экологической и про­мышленной безопасности действующих, реконструируемых или проек­тируемых объектов.

- целью преддипломной практики является: подбор материалов в соот­ветствии с заданием на выпускную работу; ознакомление со структурой и деятельностью органа управления охраной окружающей среды и про­мышленной безопасностью (региона, города, района, промышленного предприятия), с производственной структурой промышленного предпри­ятия (объединения), методами формирования и реализации экологиче­ских программ региона, города, предприятия, организацией работы в подразделениях в соответствии со специализацией и характером выпу­скной работы, с экономическими механизмами управления природо­охранной деятельностью, методиками расчета экологических платежей и оценки ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды, авария­ми и чрезвычайными ситуациями; изучение основных задач, методов ра­боты, прав и обязанностей органа управления техносферной безопасно­стью, техники и технологии, применяемой на предприятии, средств и методов защиты окружающей среды; приобретение опыта анализа ис­точников опасности на производстве, в районе, городе, регионе, прове­дения экологической экспертизы, расчета риска для изучаемого объекта, расчета экологического ущерба и платежей за загрязнение_окружающей среды, формирования экологических программ и программ повышения безопасности и устойчивости промышленного предприятия и территориально-производственного комплекса, разработки рекомендаций по рационалъной организации природопользования и управления воздействием на среду обитания, предложений по повышению устойчивости промышленного объекта или региона и снижению воздействия на oкружающую среду.

6.5.2. Для специальности "Безопасность технологических процессов и производств":

- целью учебной практики является: изучение технологической схемы предприятия, основных технологических процессов и аппаратов, машин механизмов, состава перерабатываемого (или добываемого) сырья получаемых продуктов, опасных и вредных производственных фактор на предприятии, мер безопасности при эксплуатации технологического оборудования; приобретение навыков применения средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения, оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, работы с приборами контроля уровня опасных и вредных производственных факторов.

- целью производственной практики является: изучение работы отдела охраны труда и техники безопасности, его функций и основных задач, работы кабинета по охране труда, системы управления охраной труда предприятии, организации пожарной охраны предприятия, работы систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления производственных и вспомогательных помещений, причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследований, технических методов средств защиты персонала от опасных и вредных факторов; освоение порядка проведения и оформления вводного, текущего, внеочередного инструктажей и инструктажа на рабочем месте, порядка освидетельствования, приема и сдачи оборудования и установок после ремонта, приема сдачи рабочих смен на промышленном объекте с точки зрения охраны труда; ознакомление с системой государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности, с системой общественного контроля за охраной труда, результатами аттестации рабочих мест по условиям труда и планом мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

- целью преддипломной практики является: подбор материалов в соо тветствии с заданием на выпускную работу; ознакомление с фактическим уровнем опасных и вредных факторов на предприятии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и инструментальным замерам показателей, с декларацией безопасности опасного производственного объекта, с планом ликвидации ЧС, организацией гражданской обороны на предприятии и страховой защиты, с коллективным договором по охране труда, финансированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда, лицензиями на осуществление видов деятельности, связанных с повышенной опасностью, средствами локализации и тушена пожаров, со статистической отчетностью об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, аварийности на пожарах и их материальных последствиях, с системой контроля за состоянием условий труда на рабочем месте, с мероприятиями по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды, по обучению персонала способам защиты и действий при авариях; проведение анализа безопасности промышленного объекта в части технологии, аппаратурного обеспечения и характеристик опасных веществ, финансового ущерба предприятия от производственного травматизма, аварий, пожаров и других внеплановых потерь.

6.5.3. Для специальности "Пожарная безопасность":

- целью учебной практики является: изучение правил охраны труда пожарной охране, обязанностей должностных лиц подразделений по- жарной охраны, правил технической эксплуатации пожарной техники пожарно-технического оборудования; получение навыков проведении пожарно-технических обследований объектов и оформления их резуль- татов, разработки и реализации организационных и технических решений, направленных на повышение уровня противопожарной защиты объектов, навыков работы с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, боевой одежной и снаряжением пожарных.

- целью производственной практики является: изучение пожароопасных свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, требований нормативных и руководящих документов по предупреждению и тушению пожаров, прав, обязанностей и ответственности должностные лиц. обеспечивающих пожарную безопасность предприятия, видов и со держания технического обслуживания пожарной техники; освоение методов пожарно-технического обследования предприятий, зданий и сооружений, порядка проведения проверки и расследования по делам, связанным с пожарами, приема и сдачи дежурства в пожарном подразделений, назначения номеров боевого расчета, дозорных и лиц внутренней наряда, методов проведения занятий с подчиненными; ознакомление с документами взаимодействия предприятия со смежными предприятиями и надзорными органами по обеспечению пожарной безопасности, рабо­той по техническому обслуживанию установок обнаружения и тушения пожаров.

- целью преддипломной практики является: ознакомление с производ­ственной структурой и структурой пожарной охраны промышленного предприятия (объединения), технологическими процессами цехов и уча­стков, работой инженерных систем предприятия (вентиляция, отопление, электроснабжение, автоматика и т.п.), организацией работы по соблюде­нию противопожарного режима, выполнению требований нормативных документов в области пожарной безопасности, тушения пожаров, экс­плуатации пожарной техники, пожарно-технического оборудования и стационарных установок обнаружения и тушения пожаров; изучение пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, влияния на нее инженерных систем предприятия, изучение планов тушения пожаров и ликвидация аварий на предприятии, тактико-технических данных по- жарной техники и пожарно-технического оборудования, привлекаемых к тушению пожаров на предприятии; проведение анализа статистических данных о пожарах на предприятии (на родственных предприятиях), по­жарно-технического обследования предприятия, проверки и расследова­ния по реальному пожару.

6.5.4. Для специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях":

целью первой учебной практики является: изучение организационных основ осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера, функционально-организационных структур поисково-спасательной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России), положения и организационной структуры региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, порядка пер­воочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвы­чайных ситуациях, организационной структуры подразделений поиско­во-спасательных и аварийно-спасательных служб, их возможностей, за­дач и порядкаих выполнения; получение навыков организации изучения района обслуживания, составления описания опасных природных объек­тов и явлений в регионе, проведения профилактической работы по пре­дупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов.

целью второй учебной практики является: изучение порядка оценки и расчета радиационной, химической и бактериологической обстановки, методики оценки инженерной, медицинской, пожарной обстановки в зо­нах чрезвычайных ситуаций; получение навыков организации и руково­дства принятием экстренных мер по обеспечению защиты населения от последствий стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф, организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населе­ния в зонах чрезвычайных ситуаций, прогнозирования и оценки обста­новки, масштабов бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций, эксплуата­ции специальной спасательной техники при проведении спасательных и других неотложных работ, организации и проведения мероприятий по повышению профессиональной, морально-психологической подготовки, профилактического медицинского обслуживания и послеэкспедиционной реабилитации спасателей, организации планирования, учёта и со­ставления отчётности по проведению работ в чрезвычайных ситуациях, контроля за соблюдением норм и правил техники безопасности с учётом изменяющейся обстановки и условий проведения спасательных работ. целью преддипломной практики является: ознакомление с методами определения и нормативными уровнями допустимых негативных воздействий на человека и природную среду, с проведением расчетов по созданию группировки сил для проведения спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях с математическим моделирование радиационной, химической, бактериологической, инженерной, медицинской и пожарной обстановки, обеспечением подготовки, переподготовки и повышения квалификации штатных сотрудников поисково-спасательной службы своего региона и общественных спасателей, с организацией разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность службы и ее подразделений в регионе, решением вопросов организации взаимодействия региональной службы и ее структурных подразделений с органами федерального и муниципального управления в повседневной деятельности и при проведении работ в чрезвычайных ситуациях; разработка решения на ведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях; подбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

6.5.5. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформ­ленного в соответствии с установленными требованиями письменного отче­та и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. Требования к уровню подготовки выпускника по направлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасность жизнедеятельности"

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его ква­лификации, указанной в п. 1.3 настоящего государственного образователь­ного стандарта,

Инженер по специальности "Безопасность жизнедеятельности в тех-носфере" должен

Иметь представление:

- о научных организационных основах безопасности производственных процессов и устойчивости производств в чрезвычайных ситуациях;

- о рациональных методах природопользования и малоотходных техноло­гиях;

- о действии вредных веществ и энергетических загрязнений на биологические объекты в частности, на человека;

- об основных проблемах производственной и экологической безопасно­сти, о проблемах безопасности в быту;

- о перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчи­вого развития цивилизации;

- о трансграничном характере экологических проблем;

- об источниках и интенсивности загрязнения среды обитания;

знать:

- характер взаимоотношений общества, человека и взаимосвязи его производственной деятельности со средой обитания; механизм воздействия производства на человека и компоненты биосфе­ры;

- методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

- законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие безо­пасность жизнедеятельности;

- принципы управления безопасностью жизнедеятельности на уровне го­сударства, региона и предприятия;

- основные международные соглашения, регулирующие экологическую и производственную безопасность, характер международного сотрудниче­ства в области экологической и производственной безопасности;

- принципы и методы проведения экспертизы экологической и производ­ственной безопасности;

- методы, приборы и системы контроля состояния среды обитания;

- способы и технику защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия;

- методы и технику обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- способы организации жизнедеятельности человека в чрезвычайных си­туациях;

- методы технико-экономического анализа защитных мероприятий;

- современные компьютерные информационные технологии и системы в области безопасности жизнедеятельности;

- организационные основы осуществления мероприятий по предупрежде­нию и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера;

уметь;

- пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по во­просам экологической безопасности и безопасности труда;

- анализировать и оценивать степень опасности антропогенного воздейст­вия на среду обитания;

- анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы и методы защиты среды обитания;

- пользоваться современными приборами контроля среды обитания;

- рассчитывать социально-экономическую эффективность защитных ме­роприятий; - прогнозировать развитие негативной ситуации в среде обитания;

- моделировать процессы в среде обитания и анализировать модели с ис­пользованием ЭВМ;

- использовать современные программные продукты в области предупре­ждения риска, экозащиты и экологического менеджмента;

иметь опыт

- контроля воздушной и водной среды с использованием современных

приборных средств по основным компонентам загрязнений;

- контроля акустической, вибрационной, электромагнитной и радиацион­ной обстановки в среде обитания;

- разработки систем защиты среды обитания от воздействия технологиче­ских процессов, производств, транспортных средств;

- работы в структурах управления безопасностью жизнедеятельности и принятия управленческих решений;

- использования вычислительной техники для прогнозирования обстанов­ки в среде обитания и выбора оптимальных средозащитных мероприятий и принятия управленческих решений;

- проведения испытаний средозащитных систем и их эксплуатации;

- инженерно-экономических расчетов в области охраны среды обитания;

- эксплуатации спасательной техники и техники ликвидации последствий аварий, катастроф.

Инженер по специальности "Безопасность технологических процессов и производств" должен

иметь представление:

- о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности технологических процессов и оборудования;

- о медико-биологических основах взаимодействия человека с производ­ственной средой;

- о методиках расчета элементов технологического оборудования по кри­териям работоспособности и надежности;

- об организации и планировании производства на предприятии;

- об организационных, технических и экономических основах разработки мероприятий по снижению опасных и вредных факторов на производст­ве;

- об основных научно-технических проблемах технологической безопас­ности производственных процессов и оборудования;

- о перспективных направлениях совершенствования и развития безопас­ных технологических процессов в свете научно-технического прогресса;

- о взаимосвязи технологических процессов с техническими и экологиче­скими проблемами среды обитания;

- о перспективах развития техники средств защиты, повышения безопас­ности с учетом мировых тенденций;

- об источниках опасных и вредных факторов современного производства и их интенсивности;

- о влиянии на безопасность труда психофизиологических, личностных и профессиональных качеств;

знать:

- методы анализа характера взаимодействия человека с производственной средой;

методы предсказаний возможных негативных последствий

производственной деятельности на человека;


 

-специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энерге тического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; -методы измерений в производстве и безопасности;

-принципы анализа и моделирования надежности техническихсистем иопределения приемлемого риска;

-научные и организационные основы современного производства;

методы управления безопасностыо труда и нормирования воздействия различных вредных и опасных факторов;

-методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека;

-законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие произ­водственную безопасность;

-основные международные соглашения, регулирующие производствен­ную безопасность, характер международного сотрудничества;

-принципы и методы проведения экспертизы производственной безопас­ности, приборы и системы контроля состояния среды обитания;

-современные компьютерные информационные технологии и системы в области технологической безопасности;

-принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятель­ности;

-антропометрические характеристики человека;

уметь:

-анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производствен­ного процесса и оборудования;

-пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по во­просам безопасности труда;

-принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций;

-применять средства индивидуальной и коллективной защиты работни­ков.

Инженер по специальности "Пожарная безопасность" должен знать:

-закономерности поведения строительных конструкций, зданий и соору­жений в условиях пожара и принципы обеспечения их противопожарной устойчивости;

-пожарную опасность веществ и материалов и методы определения ее ос­новных показателей, пожарную опасность основных технологических процессов и производственного оборудования;

-технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений, технологических процессов производства, систем отопле­ния и вентиляции, применения электроустановок, воздействия молнии и статического электричества; методы и способы подачи воды по насосно-рукавным системам;


-принципы противопожарного нормирования, используемые при проек­тировании зданий, сооружений, предприятий и населенных пунктов;

-принципы построения и применения автоматических систем, обеспечи­вающих пожаро-взрывобезопасность технологических процессов;

-принципы построения, применения и эксплуатации технические средств пожарной автоматики; -- конструкцию и тактико-технические характеристики пожарной техники, методики оценки эффективности ее работы;

-правила ремонта и эксплуатации пожарной техники;

организацию и основные направления деятельности государственного пожарного надзора; процессуальный порядок досудебной подготовки материалов по пожару, -порядок проведения экспертного исследования пожаров;

-тактические возможности пожарных подразделений;

организацию и тактику тушения пожаров;

-основные требования к организации противопожарной службы граждан­ской обороны;

-систему страхования от пожаров;

уметь применять:

-нормативно-правовые акты, регламентирующие пожарную безопасность зданий, сооружений, предприятий и населенных пунктов, а также дея­тельность пожарной охраны;

-методы оценки соответствия строительных материалов и конструкций, зданий, сооружений и их инженерного оборудования требованиям про­тивопожарных норм;

-методы анализа пожарной опасности технологических процессов и раз­работки мер их противопожарнойзащиты;

-методы оценки соответствия организационных и инженерно-технических решений, направленных на безопасность людей при пожа­ре, требованиям противопожарных норм;

-методы оценки пожарной опасности систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха и технические решения по ограничению распространения пожара по системам вентиляции;

-методы оценки поведения технологического оборудования в условиях пожара и обеспечения пожаро-взрывобезопасности типовых технологи­ческих процессов;

-комплекс технических средств связи и управления для информационного обеспечения и связи подразделений на пожаре; правила охраны труда в подразделениях пожарной охраны;

методы обучения и воспитания работников пожарной охраны, рабочих, служащих и населения;

-основные формы и методы пожарно-профилактической работы;

методы исследования пожаров и пожарно-технической экспертизы;


методы расчета сил и средств, необходимых для тушения пожаров, предварительного планирования боевых действий при тушении пожаров;

-методы и средства обеспечения безопасности людей на пожаре и оказания доврачебной помощи пострадавшим;

- методы технико-экономического анализа элементов и систем, обеспечи­вающих пожарную безопасность.

Инженер по специальности "Защита о чрезвычайных ситуациях" дол­жен

иметь представление:

- об организации Единой государственной системы предупреждения и ли­квидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, системах связи, управления и оповещения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- о всех видах обеспечения мероприятий гражданской обороны;

- об основных направлениях совершенствования и повышения эффектив­ности защиты населения и его жизнеобеспечения при чрезвычайных си­туациях;

- о перспективах развития РСЧС и ГО, технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях;

- о передовом отечественном и зарубежном опыте в области защиты в чрезвычайных ситуациях;

- о перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций;

знать:

- характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных ава­рий и катастроф, их воздействие на население, объекты экономики, ок­ружающую среду;

- механизм негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на человека и компоненты биосферы;

- методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

- методы, приборы и системы контроля состояния среды обитания в штат­ных и чрезвычайных ситуациях;

- способы и технику защиты человека и окружающей среды от антропо-генного воздействия;

- способы организации проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях;

- спасательную технику и правила ее эксплуатации;

- современные компьютерные информационные технологии и системы в области защиты в чрезвычайных ситуациях;

- организационные основы осуществления мероприятий по предупрежде­нию и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техно-генного характера;

- требования законодательных и нормативных актов в области защиты на селения и национального достояния, предупреждения и ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, экологическими и стихийными бедствиями и применением возможным противником современных средств поражения;

-требования руководящих нормативных документов Начальника граж­данской обороны Российской Федерации и Министра Российской Феде­рации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий по вопросам выполнения ме­роприятий функционирования РСЧС и ГО, по предупреждению и ликви­дации последствий стихийных и экологических бедствий, аварий, ката­строф и применения возможным противником современных средств по­ражения;

-порядок деятельности органов государственного и муниципального управления Российской Федерации по защите населения и национально­го достояния в чрезвычайных ситуациях, порядок координирования их деятельности;

-методы расчета создания группировки сил для проведения спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

-порядок оценки и расчета радиационной, химической и бактериологиче­ской обстановки;

-методики оценки инженерной, медицинской, пожарной обстановки в зо­нах чрезвычайных ситуаций;

-положение об аттестации аварийно-спасательных формирований и спа­сателей на территории Российской Федерации;

-положение о порядке привлечения специалистов для проведения экспер­тиз по заданиям Межведомственной аттестационной комиссии по атте­стации аварийно-спасательных формирований и спасателей на террито­рии Российской Федерации;

-функционально-организационную структуру поисково-спасательной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России);

-организационную структуру региональных центров по делам Граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий;

-состав сил и средств РСЧС и ГО, их организационную структуру и воз­можности при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-технические средства для ведения работ в чрезвычайных ситуациях и порядоких применения;

-порядок организации подготовки спасателей к действиям в чрезвычай­ных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;

-порядок создания, подготовки и использования аварийно-спасательных подразделений постоянной готовности для проведения работ по опера­тивной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-порядок первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;

-методику и порядок выработки решений на ведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях;

-организационную структуру Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России, его возможности, задачи и порядоких выполнения;

-организационную структуру частей и подразделений войск ГО, их возможности и задачи;

-организационную структуру подразделений поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, их возможности, задачи и порядок из выполнения;

-основы трудового законодательства, нормы и правила охраны труда техники безопасности, производственной санитарии при проведении аварийно-спасательных работ;

уметь:

-анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы и методы защиты среды обитания в чрезвычайных ситуациях;

-пользоваться современными приборами контроля среды обитания;

рассчитывать социально-экономическую эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

-проводить расчеты по созданию группировки сил для проведения ава­рийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуа­циях;

-проводить расчеты и математическое моделирование нагрузок на конст­рукции зданий и сооружений;

-проводить расчеты и математическое моделирование радиационной, хи­мической, бактериологической, инженерной, медицинской и пожарной обстановки;

-организовывать и руководить принятием экстренных мер по обеспече­нию защиты населения от последствий стихийных и экологических бед­ствий, аварий и катастроф;

-организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего насе­ления в зонах чрезвычайных ситуаций;

-прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций;

-организовывать изучение района обслуживания, составлять описание опасных природных объектов и явлений в регионе;

-координировать деятельность и взаимодействие сил РСЧС и ГО с при­влекаемыми дополнительными силами Министерства Обороны, других войск для оказания помощи в спасении людей при стихийных бедствиях и в экстремальных ситуациях;

-эксплуатировать специальную спасательную технику при проведении спасательных и других неотложных работ;

обеспечивать подготовку, переподготовку и повышение квалификации штатных сотрудников поисково-спасателыюй службы своего региона и общественных спасателей; организовывать и проводить мероприятия по повышению профессиональной, морально-психологической подготовки, профилактического, медицинского обслуживания и послеэкспедиционной реабилитации спасателей;

- обеспечивать поддержание постоянной готовности штатных и общест­венных спасателей и систем обеспечения поисково-спасательных работ к оперативному оказанию помощи гражданам,

- организовывать и обеспечивать проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов,

- организовывать разработку нормативных документов, регламентирую­щихдеятельность службы и ее подразделений врегионе;

- решать вопросы организации взаимодействия координирующих органов, органов управления по делам ГОЧС, органов повседневного управления и сил РСЧС различного уровня;

- решать вопросы материально-технического, финансового обеспечения службы; оснащения спасательным снаряжением, оборудованием, сред­ствами связи и транспортом,

- организовывать планирование, учет и составление отчетности по прове­дению работ в чрезвычайных ситуациях;

- контролировать соблюдение норм и правил техники безопасности с уче­том изменяющейся обстановки и условий проведения спасательных ра­бот.

- использовать вычислительную технику для прогнозирования обстановки в чрезвычайных ситуациях и выбора оптимальных способов проведения спасательных работ

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации. Итоговая государственная аттестация инженера включает защиту вы­пускной квалификационной работы и государственный экзамен, позволяю­щие выявить подготовку к решению профессиональных задач.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным об­разовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.5 вышеупомянутого Стандарта

Аттестационные испытания, входящие и состав итоговой государст­венной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать ос­новной образовательной программе высшего профессионального образо­вания, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе выпускника. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалифи­кационной работы определяются высшим учебным заведением на основа-

нии Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразования России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасность жизнедеятельности” и методических рекомендаций УМО.

Время, отводимое на подготовку дипломного проекта, составляет не менее 16 недель.

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа или проект инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасности жизнедеятельности" представляет собой законченную разработку, в которой решается одна из актуальных задач в области безопасности жизнедеятельности. При выполнении работы выпускник должен использовать современную законодательную и нормативно-техническую базу;

современные компьютерные технологии сбора, хранения и обработки ин формации, программные продукты в области безопасности жизнедеятель- ности.

Дипломная работа (проект) должна быть представлена в форме руко- писи.

Кроме того, в выпускной квалификационной работе выпускник дoл жен:

- по специальности "Безопасность жизнедеятельности в техносфере": ре шить одну из актуальных задач в области защиты человека и среды oби тания в регионе, городе, территориально-промышленной зоне с точки зрения рационального размещения производственной и социальной ин- фраструктуры, выбора оптимальных экономически обоснованных мето дов и средств защиты среды обитания, обеспечивающих сохранение здо ровья человека и минимального воздействия на окружающую среду. В работе выпускник должен использовать методы решения задач на oпре деление надежности технических объектов и технологий и оценки их техногенного риска, анализа сложных технико-экономических систем их взаимного влияния. Выпускная работа предусматривает формирование эколого-экономической программы региона или предприятия, технико-экономического обоснования принятых решений, разработку конкретного технического решения по защите человека и защите окружающей среды от негативного влияния технического объекта или технологии. Выпускная работа может быть посвящена экологической экспертизе и экологическому аудиту предприятий;

- по специальности "Безопасность технологических процессов и производств": решить задачу в области защиты человека на производстве, выбора оптимальных экономически обоснованных методов и средств индивидуальной и коллективной защиты человека, обеспечивающих coxpанение здоровья человека и комфортные условия для высокопроизводительного трудового процесса, организации производства и профилактических мероприятий с точки зрения охраны труда. В работе выпускник должен использовать методы решения задач на определение надежности технических объектов, оборудования и технологий и оценки их техногенного риска. Выпускная работа предусматривает технико-экономическое обоснование принятых решений, разработку конкретного технического решения по защите человека, систем, обеспечивающих повышение безопасности оборудования;

• по специальности "Пожарная безопасность": решить задачу в области защиты от пожара здания, предприятия, населенного пункта или административно-территориальной единицы, противопожарной профилактики, разработки или выбора эффективных методов и средств ликвидации пожара или предупреждения о нем, создания огнестойких и пожаробезопасных материалов и оборудования в пожаро-взрывозащищенном исполнении, тактики и технологии подавления пожара. В работе выпуск­ник должен показать умение использовать методы анализа пожарной опасности, разработки организационных и инженерно-технических решений по повышению уровня пожарной безопасности, расчета сил и средств, необходимых для тушения пожара, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, использовать методы решения задач на определение оптимальных вариантов противопожарной защиты, планировать экспериментальные исследования, выбирать технические средства и методы исследований.

- по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях": решить задачу в области защиты населения и объектов экономики в условиях воздействия стихийных явлений, техногенных аварий и катастроф, прогнозирования и профилактики катастроф и аварий, выбора оптимальных и эко­номически обоснованных методов и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выпускная работа предусматривает технико-экономическoe обоснование принятых решений и paзpaбoткy конкретного организаци­онно-технического решения, направлена на рассмотрение проблем реализации Государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Концепции Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в об­ласти вооружения, техники, управления войсками ГО и силами PCЧC, организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В квалификационной работе выпускник должен показать способносги к организационно-управленческой и проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, умение осуществлять их качественный и количественный анализ, способность ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессионалъных функций, знание методов управления коллективом, умение орга­низовать работу исполнителей, знание основ психологии и педагогической деятельности на примерах различных видов профессиональной деятельности, умение выбирать технические средства и методы исследований, умение проводить расчеты по созданию группировки сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, организовывать и руководить принятием экстренных мер по ликвидации последствий, стихийных экологических бедствий, аварий, катастроф, организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций, прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствий в зонах чрезвычайных ситуаций,

7.2.3. Требования к государственному экзамену инженера. Порядок проведения и программа государственного экзамена по на­правлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасность жиз­недеятельности" определяются вузом на основании методических рекомен­даций и соответствующей примерной программы, разработанных Учебно-методическим объединением, Положения об итоговой государственной ат­тестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Мини­стерством образования России, и государственного образовательного стан­дарта по направлению подготовки дипломированного специалиста "Безопасность жизнедеятельности".


СОСТАВИТЕЛИ:


Учебно –методическое объединение вузов

по образованию в области машиностроения и приборостроения:

И.Б. Федоров С.В. Коршунов

Председатель Совета УМО

Заместитель председателя Совета


СОГЛАСОВАНО: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Начальник отдела Технического образования


Г.К. Шестаков

Е.П. Попова


Главный специалист Н.Л. Пономарев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: