double arrow

Массовизация национальных культур

Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннее распространение продукции массовой культуры. При этом ве­дущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80 % европейского кинорынка, а европейские — только 5 % рынка Соединенных Штатов. Среди ста наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабочен­ность интеллигенции многих стран. Массовая американизиро­ванная культура ведет к унификации и упрощению языка, об­раза жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культур­ных традиций. Во Франции был принят закон, согласно кото­рому доля американских фильмов в прокате не должна превы­шать 60 %. При этом благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.

Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Лео­польд Сенгор, который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауре­атом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории полу­чила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к те­ме положения афроамериканской общины США. В 1982 г. Но­белевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик На­гиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэт Дерек Валкотт, в 1994г. — японский писатель Оэ Кензабуро.

Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях акту­альные проблемы современности, как правило, непо­средственно принимали участие в общественно-полити­ческой деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила при­знание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за рав­ноправие. В 1960—1980-е гг. Сенгор был президентом Сенегала.

В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята кон­венция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку на­циональным культурным проектам.

Работа с текстом

Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):

Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубо­ких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного проте­ста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы ста­новимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникаль­ность.

Вопросы для обсуждения:

Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее националь­ных особенностей?

Вопросы по теме

1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творче­стве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракциони­сты определяли главную цель своего творчества?

3) Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни обще­ства связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожаю­щегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движе­ния протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?

6) Чем вызван подъем национальных, самобытных куль­тур в эпоху распространения массовой культуры?

Задание для самостоятельной работы

Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: