Учебный курс «Социальная информатика» является принципиально новым общеобразовательным курсом в системе высшего образования. Основная педагогическая цель этого курса заключается в том, чтобы сформировать у обучаемых достаточно полное системное представление об информационном характере развития современного общества, а также о возникающих при этом информационных, психологических и социально-экономических проблемах и методах их решения.
Предполагается, что в результате изучения этого курса учащиеся получат следующие знания:
• о роли и месте социальной информатики в современной системе научного знания, изучаемых ею проблемах и основных направлениях дальнейшего развития этой новой научной дисциплины;
• об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;
• об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для его дальнейшего социально-экономического, научно-технического и духовного развития;
• об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;
• об основных чертах и особенностях уже формирующегося в развитых странах постиндустриального информационного общества, а также об основных проблемах и тенденциях его становления;
• о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем.
Успешно изучившие данный курс социальной информатики слушатели будут уметь:
• достаточно свободно ориентироваться в структуре основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблемах современного общества, связанных с его глобальной информатизацией;
• понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для проблемной области социальной информатики;
• самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и процессов демократизации общества.
При подготовке пособия были приняты