Структура методов активизации творческого мышления

Один из инструментов реализации методов имитационных игр — процедура активизации творческого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач.

Структура методов получения решений задач представлена на рис. 12.1, из которого следует, что эвристические методы занимают важное место наряду с методами анализа и синтеза и основаны на озарении участников процесса и реализации закона синергии систем.

Метод
Эвристический
Рациональный
Эффект синергии
Эффект озарения
Синтез
Анализ


Рис. 12.1. Структура методов получения новых знаний

Как отмечает Г.М. Андреева, доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик:

1) дефицит времени для обдумывания ситуации;

2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;

3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;

5) непроизвольность быстрого решения.

Созидание нового представляет собой творческий процесс. Творческие способности - креативность - можно оценить с помощью восьми выделенных критериев.

1. Умение увидеть проблему.

2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения.

4. Оригинальность, отход от шаблона.

5. Способность к перегруппировке идей и связей.

6. Способность к абстрагированию или анализу.

7. Способность к конкретизации или синтезу.

8. Ощущение стройности организации идей.

Общие мыслительные процессы для всех видов творчества - комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций.

Первопричина и основа творческого мышления - работа нашего мозга, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации.

Перечень основных методов влияния на творчество клиента выглядит следующим образом.

1. Эмоциональность - метод объединения лево- и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии. Обработанная полушариями мозга информация запоминается надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Профессиональная или поведенческая компетентность играет все более важную роль в карьере менеджера и его работе с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий.

2. Визуализация - воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение - это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

3. Аналогии - это сравнения из различных дисциплин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.

4. Метафора - этот метод мотивации творчества основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще - с водой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека - суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление - это творческий процесс, протекающий на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям.

5. Юмор - активно объединяет рациональные процессы левого полушария и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами и содействующий развитию чувства благополучия.

Структурная схема экспертных методов выработки решений приведена на рис. 12.2.

Индивидуальные методы условно можно разделить на четыре группы:

а) ассоциативные, так или иначе использующие понятие «ассоциативность», к ним относятся методы аналогии и стимулирования случайностью;

б) «геометрические» методы:

§ промежуточной вспомогательной точки;

§ дробления и восстановления на новой основе;

§ равноудаленной точки;

§ разворота;

§ вращения внимания (матричных структур);

§ включения (суперпозиции);

§ асимметрии;

в) динамические методы:

§ максимального числа степеней свободы;

§ непрерывности полезного действия;

§ проскока;

§ периодического действия;

г) параметрические методы:

§ ослабления условий (релаксации);

§ замены.

Из числа коллективных методов рассмотрим следующую совокупность:

§ метод «мозговой атаки» и свернутой «мозговой атаки»;

Эвристические методы
Индивидуальные
Коллективные
Ассоциативные
Геометрические
Динамические
Параметрические
«Мозговой атаки» (последовательный поиск нетривиального решения, в котором запрещена критика идей)
Гордона (предварительный «разогрев» экспертов на общей проблеме с последующей конкретизацией проблемы и поиском ее решения
«Метра» (сочетание «мозгового штурма», синектики, морфологических таблиц и ассоциаций)
Дельфи (анонимное согласование индивидуальных мнений, проводимое в несколько туров)
Контрольных вопросов (генерация идей экспертов наполняется списком наводящих вопросов)
Комиссий (целевые обсуждения, регулярная выработка согласованных мнений на собраниях)
Морфологического анализа (построение матрицы, в строках которой – функциональные части объекта, а в столбцах – морфологические признаки)
Ассоциаций (генерирование альтернатив на основе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков)
Суда (обсуждение альтернатив: сторонниками, противниками и «судьями»
Сценариев (определение тенденций возможного развития: выдвижение гипотез)
Синектики (генерирование альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогов)


Рис. 12.2. Структура экспертных методов выработки решений

§ морфологического анализа;

§ ассоциаций;

§ сценариев;

§ суда;

§ синектики;

§ метод Гордона;

§ метод контрольных вопросов;

§ интегральный метод «Метра»;

§ метод целевых обсуждений (комиссий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: