Один из инструментов реализации методов имитационных игр — процедура активизации творческого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач.
Структура методов получения решений задач представлена на рис. 12.1, из которого следует, что эвристические методы занимают важное место наряду с методами анализа и синтеза и основаны на озарении участников процесса и реализации закона синергии систем.
Метод |
Эвристический |
Рациональный |
Эффект синергии |
Эффект озарения |
Синтез |
Анализ |
Рис. 12.1. Структура методов получения новых знаний
Как отмечает Г.М. Андреева, доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик:
1) дефицит времени для обдумывания ситуации;
2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;
3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;
4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;
5) непроизвольность быстрого решения.
Созидание нового представляет собой творческий процесс. Творческие способности - креативность - можно оценить с помощью восьми выделенных критериев.
1. Умение увидеть проблему.
2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения.
4. Оригинальность, отход от шаблона.
5. Способность к перегруппировке идей и связей.
6. Способность к абстрагированию или анализу.
7. Способность к конкретизации или синтезу.
8. Ощущение стройности организации идей.
Общие мыслительные процессы для всех видов творчества - комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций.
Первопричина и основа творческого мышления - работа нашего мозга, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации.
Перечень основных методов влияния на творчество клиента выглядит следующим образом.
1. Эмоциональность - метод объединения лево- и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии. Обработанная полушариями мозга информация запоминается надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Профессиональная или поведенческая компетентность играет все более важную роль в карьере менеджера и его работе с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий.
2. Визуализация - воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение - это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.
3. Аналогии - это сравнения из различных дисциплин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.
4. Метафора - этот метод мотивации творчества основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще - с водой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека - суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление - это творческий процесс, протекающий на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям.
5. Юмор - активно объединяет рациональные процессы левого полушария и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами и содействующий развитию чувства благополучия.
Структурная схема экспертных методов выработки решений приведена на рис. 12.2.
Индивидуальные методы условно можно разделить на четыре группы:
а) ассоциативные, так или иначе использующие понятие «ассоциативность», к ним относятся методы аналогии и стимулирования случайностью;
б) «геометрические» методы:
§ промежуточной вспомогательной точки;
§ дробления и восстановления на новой основе;
§ равноудаленной точки;
§ разворота;
§ вращения внимания (матричных структур);
§ включения (суперпозиции);
§ асимметрии;
в) динамические методы:
§ максимального числа степеней свободы;
§ непрерывности полезного действия;
§ проскока;
§ периодического действия;
г) параметрические методы:
§ ослабления условий (релаксации);
§ замены.
Из числа коллективных методов рассмотрим следующую совокупность:
§ метод «мозговой атаки» и свернутой «мозговой атаки»;
Эвристические методы |
Индивидуальные |
Коллективные |
Ассоциативные |
Геометрические |
Динамические |
Параметрические |
«Мозговой атаки» (последовательный поиск нетривиального решения, в котором запрещена критика идей) |
Гордона (предварительный «разогрев» экспертов на общей проблеме с последующей конкретизацией проблемы и поиском ее решения |
«Метра» (сочетание «мозгового штурма», синектики, морфологических таблиц и ассоциаций) |
Дельфи (анонимное согласование индивидуальных мнений, проводимое в несколько туров) |
Контрольных вопросов (генерация идей экспертов наполняется списком наводящих вопросов) |
Комиссий (целевые обсуждения, регулярная выработка согласованных мнений на собраниях) |
Морфологического анализа (построение матрицы, в строках которой – функциональные части объекта, а в столбцах – морфологические признаки) |
Ассоциаций (генерирование альтернатив на основе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков) |
Суда (обсуждение альтернатив: сторонниками, противниками и «судьями» |
Сценариев (определение тенденций возможного развития: выдвижение гипотез) |
Синектики (генерирование альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогов) |
Рис. 12.2. Структура экспертных методов выработки решений
§ морфологического анализа;
§ ассоциаций;
§ сценариев;
§ суда;
§ синектики;
§ метод Гордона;
§ метод контрольных вопросов;
§ интегральный метод «Метра»;
§ метод целевых обсуждений (комиссий).