Метод «мозговой атаки»

Метод «мозгового штурма» Brainstorming предложил в 1938 г. американский специалист А. Осборн; базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические.

Главная функция «мозгового штурма» - обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками, а успех проведения штурма зависит от соблюдения двух главных принципов:

§ группа может производить при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей, за счет синергического эффекта;

§ если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующий в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

Суть метода: каждому участнику группы предоставляется право высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. Руководит атакой ведущий. С информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки (за этим следит ведущий), а их анализ проводится централизованно после завершения процесса высказывания идей на основе записей, производимых секретариатом. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям), а также по их результативности в части решения Осуждаемой проблемы.

Этап


Формулирование цели
Постановка задачи

Определение цели

Коррекция задачи

Подготовка
Подбор участников
Группа генераторов

Группа аналитиков

Группа генераторов контридей

Решение организационных вопросов


Подготовка помещения, техники, доски

Распределение ролей среди участников


Представление участников

Регламент
Постановка задач ведущим

Ответы на вопросы

Генерирование идей

Анализ идей

Генерирование идей
Сопоставление отредактированного списка идей

1. Отсутствие всякой критики

2. Поощрение предлагаемых идей

3. Равноправие участников

4.

Правила
Свобода ассоциаций и творческого воображения

5. Творческая атмосфера

6. Обязательная фиксация идей

7. Ограниченное время

Диагностика


Диагностика ситуации

Глубинный анализ проблемы

Классификация
Изучение признаков, по которым можно объединить идеи, составление перечня групп идей

Оценка реализуемости
Анализ и оценка идей


Всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей

Выбор оригинальных


Определение оптимальной идеи

Список годных


Итоговый перечень идей и контридей

Рис.12.3. Графическая модель содержания этапов метода «мозгового штурма»

Графическая модель содержания этапов «мозгового штурма» Приведена на рис. 12.3.

При подготовке к проведению «мозгового штурма» необходимо определить место его проведения и участников. Лучшее место - «круглый стол», за которым все участники могли бы чувствовать себя равноправными коллегами. Штурм можно проводить при любом количестве участников, но наиболее удачный состав группы - от 4 до 12 человек. При этом для решения определенной проблемы надо приглашать как специалистов, так и неспециалистов: практика показывает, что наиболее ценные идеи чаще всего принадлежат людям, которые не являются специалистами в заданной области, но косвенно связаны с решаемой проблемой.

«Мозговой штурм» наоборот, или «свернутая мозговая атака», как метод во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом участникам не только разрешается, но и предлагается высказывать критические замечания по сформулированным идеям. Основные сложности здесь связаны с необходимостью корректного отношения участников друг к другу в ходе дискуссии. Обычно в ходе реализации этого метода участники должны стараться не только найти как можно больше слабых мест в каждой идее, но и предложить пути их устранения. Анализ сущности метода «мозгового штурма» приводит к двум противоречиям.

С одной стороны, чтобы развивать идею на этапе генерирования, ее необходимо критиковать, а критика правилами проведения штурма запрещена. С другой - чтобы направлять ход решения в одну сторону, необходимо им управлять, а суть метода заключается в хаотическом генерировании идей.

Этот метод используется обычно при дефиците времени, отпущенного на решение проблемы. По сути, это ускоренная или «свернутая мозговая атака».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: