В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие при этом ассоциации и метафоры. Например, ассоциации к слову «лед» - стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает, как и лед). Следующая ассоциация: масло - нож - узкое лезвие! Может быть такая цепочка ассоциаций: стекло - стеклорез (надлом) - опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка. Или другой вариант: лед звенит - звон - звук - ультразвук (использование ультразвука).
Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры. Например, бинарные метафоры-аналоги («под дугой колокольчик поет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки («полная горница людей» — огурец). Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.
Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников (рис. 12.5).
| Аналогии для озарения: - Прямые - Личные - прямые |
| Вторичные смысловые аналоги |
| Метафоры Бинарные метафоры-аналоги Метафоры-катахрезы Метафоры-загадки |
| Принципы Свободные ассоциации Антиконформизм Отсроченный критический анализ |
| Для организаторов Вначале несколько раз переформулировать проблему Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки |
| По взаимодействию Не бояться высказывать все, что связано с зарождающейся идеей Систематизация идей осуществляется после окончания процесса Самая конструктивная идея отбирается по результатам анализа |
Рис. 12.5. Параметры метода ассоциаций