Подход эмпириков

Исследования когнитивного развития отражают влияние нативистов и эмпириков. Нативисты считают, что все феномены, связанные с познанием и восприятием, носят врожденный характер и не требуют от организма никакой активной деятель­ности. Эмпирики, в свою очередь, полагают, что реакция организма на различные стимулы, поступающие из окружающей среды, определяется опытом и научением.

Теории эмпириков занимали центральное место в кросс-культурных исследо­ваниях познания; в соответствии с этим они строились одним из нескольких спо­собов. Чаще всего при кросс-культурных исследованиях познания использова­лась теория «транзакционного функционализма» (Brunswik, 1956). Она делает акцент на адаптивной ценности интеракций и утверждает, что познание помога­ет индивиду справиться с задачами, которые ставит перед ним окружающая сре­да. Данный подход использовался для объяснения когнитивных характеристик ряда культурных групп (Berry, 1966,1976; Berry et al., 1986; R. С. Mishra, Sinha & Berry, 1996).

Предпринимались и попытки сближения этих противоположных точек зрения. Сегодня в кросс-культурной психологии широко распространено мнение об уни­версальном характере когнитивных процессов (для всех народов). Однако чтобы понять сущность и направление развития этих процессов, необходимо проанали­зировать повседневные ситуации в жизни индивида, в ходе которых данные про­цессы проявляют себя. Данные исследований говорят о том, что в различных об­ществах в понятие «когнитивные способности» вкладывается разный смысл (Berry, 1984; Berry & Bennett, 1991; Dasen, 1984; Serpell, 1989; Wober, 1974); по-разному определяется и поведение, полезное для членов данного социума. Во многих об­ществах мы находим свидетельства того, что их когнитивные задачи резко отлича­ются от тех, которые считаются значимыми на Западе. Таким образом, чтобы дать когнитивным процессам обоснованную оценку, важно понять: а) экологический контекст народа; б) когнитивные задачи, которые стоят в данной культуре перед детьми; и в) каким образом эти задачи ставятся перед детьми.

Анализ этих моментов важен и для оценки успехов личности в области когни­тивного развития. Знание когнитивной задачи поможет нам оценить прогресс ин­дивида в данном направлении. Исследования показывают, что культуры действи­тельно по-разному подходят к оценке определенных видов когнитивного поведе­ния. Например, в некоторых обществах высоко ценится «глобальное» решение проблем, опирающееся на «размышления», в то время как в других обществах пред­почтительным является «аналитическое» решение проблем, опирающееся на «бы­строе» принятие конкретных решений. Очевидно, что когнитивное развитие в та­ких обществах будет идти в различных направлениях.

Все теоретические подходы, которые пытаются исследовать когнитивное раз­витие в разных культурах, обращаются к этим вопросам в первую очередь. Следу-

ющий раздел описывает эти подходы. Дается также краткая характеристика иссле­дований, проводимых на каждой из теоретических установок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: