Заключение. В этой главе мы рассмотрели некоторые из основных проблем, касающихся взаи­мосвязи культуры и познания

В этой главе мы рассмотрели некоторые из основных проблем, касающихся взаи­мосвязи культуры и познания. Мы также попытались понять, как эти проблемы трактуются в рамках различных теоретических подходов и что говорят нам данные исследований различных когнитивных процессов о данной взаимосвязи. На дан­ной стадии мы можем понять, что люди используют одни и те же когнитивные процессы, чтобы адаптироваться к миру, в котором они живут. Культурные разли­чия проявляются в том, каким образом эти процессы применяются в отдельных контекстах. В то время как некоторые из этих процессов сформировались в резуль­тате длительной адаптации индивидов или групп к экокультурным условиям, дру­гие сформировались в порядке адаптации к новым требованиям меняющегося мира. В результате мы обнаруживаем свидетельства непрерывности и постоянно­го изменения когнитивных процессов индивидов как в рамках одной культуры, так и в разных культурах.

Как мы видели, разнообразие данных не позволяет прийти к однозначному за­ключению о взаимосвязи между культурой и познанием. А последние исследова­ния еще больше усложнили представление об этой взаимосвязи. Приверженцы раз­личных точек зрения расходятся в вопросах, касающихся концептуализации куль­туры, структуры когнитивных процессов, а также средств, при помощи которых культура и когнитивные процессы усваиваются индивидом, включая их представ­ление и систематизацию в организме человека. Эти различия дают нам множество альтернатив для планирования исследований, которые могут перестроить наши представления в данной области.

В то же время мы можем сделать вывод, что отношение современных иссле­дований к культуре стало более серьезным, чем несколько десятков лет назад.

Исследователи стали более восприимчивыми к использованию тестов, заданий и экспериментальных ситуаций, однако исследования по-прежнему терпят неудачу, пытаясь уловить реалии повседневной психологической жизни людей. Интерес к изучению повседневного познания свидетельствует о попытках понять эту реаль­ность. Развитие культурной психологии (Stigler, Shweder & Herdt, 1990) и этно­культурной психологии (Kim & Berry, 1993) в последние годы также представляют собой попытки принять эти реалии. Движение в направлении регионализации пси­хологии (D. Sinha, 1997) также стало очевидным во многих частях света. Мы наде­емся, что исследования будут и впредь обращаться к различным проблемам, каса­ющимся взаимоотношений культуры и познания. Мы также надеемся, что различ­ные точки зрения сблизятся между собой для формирования в перспективе более унифицированного подхода к пониманию познания.

ГЛАВА 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: