Тендерные роли и стереотипы

Тендерные роли формируются в контексте стереотипных культурных представле­ний о различиях между мужским и женским полом. Исследования в США пока­зывают, что в первые два года жизни у детей складываются стереотипы, связанные с мужским и женским началом (Thompson, 1975; Weinraub et al., 1984), а в возрас­те 3-4 лет дети используют данные стереотипы, верно определяя соответствующую категорию для игрушек, различных видов деятельности и профессий (Edelbrook & Sugawara, 1978; Guttentag & Longfellow, 1977).

Сходные тендерные стереотипы, связанные с игрушками, обнаружены в Афри­ке, где девочки играют с куклами, а мальчики конструируют машины и оружие (Bloch & Adler, 1994). В возрасте 4-5 лет деревенские дети из Шри-Ланки демон­стрируют в процессе игры тендерные различия, аналогичные различиям, обна­руженным у английских детей (Prosser, Hutt, Hutt, Mahindadasa & Goonetilleke, 1986). Мальчики чаще склонны к негативному поведению, а в их играх чаще нахо­дится место для воображаемых объектов, тогда как игры девочек чаще включают во­ображаемых людей. Несмотря на то что содержание игр определяется культурными факторами, по-видимому, лишь немногие формы поведения культуро-специфичны.

Формирование стереотипных представлений о тендерных чертах характера

Проводимые в США исследования говорят о том, что дети усваивают знания, свя­занные со стереотипными представлениями о мужских и женских чертах характе­ра, позднее, чем стереотипы, связанные с игрушками и родом занятий (Best et al., 1977; Reis & Wright, 1982; Williams & Best, 1990a). Было проведено исследование американских детей европейского происхождения, в процессе которого использо­валась Система оценки тендерных стереотипов для анализа представлений детей о стереотипах взрослых. В процессе исследования была обнаружена устойчивая схема расширения представлений, начиная с детского сада и до старших классов школы, сходная с обычной кривой научения. Наиболее значительный скачок в расширении представлений о стереотипах происходит в начальной школе, а оконча­тельно эти представления складываются в юности. Показатели детей афроамери-канцев также свидетельствовали о расширении представлений по мере взросления детей, однако были ниже, чем соответствующие показатели европейско-американ­ских детей, что, возможно, отражало субкультурные вариации в представлениях о стереотипах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: