Подходы к культуре и умозаключениям

Можно без преувеличения сказать, что одной из основных проблем, стоящих пе­ред учеными, которые занимаются воздействием культуры на умозаключения, яв­ляется проблема независимой переменной. «Что такое культура?» Ответы на этот вопрос давались множеством дисциплин и отличались чрезвычайным многообра­зием: общая система понятий, обусловленные культурой особенности личности или нравственного облика, обычаи и привычки, институты и социальные структу­ры, артефакты и орудия труда, а также все, что происходит в сфере психологиче­ской жизни и взаимодействия людей, за исключением того, что предопределено наследственностью. Однако, чтобы достичь прогресса в понимании умозаключе­ния, психологам необходимо «распаковать» культуру, определиться с ее дефини­цией и учесть фактор культуры в своей работе (Ames & Peng, 1999b; Betancourt & Lopes, 1993; Rohner, 1984; Whiting, 1976).

Вероятно, нет одного безупречного определения культуры, как нет одного спо­соба изучения ее воздействия. Специалисты, занимающиеся психологическими исследованиями, выдвигают на передний план различные аспекты культуры, пользуясь неминуемо несовершенными, однако приемлемыми в рабочем порядке определениями сущности культуры. На протяжении последних 20 лет ^психо­логических исследованиях, касающихся умозаключений, существовали две основ­ные традиции подхода к культуре: одна из них'определяла культуру в соответствии с присущей ей системой ценностей, а другая сравнивала культуры с точки зрения концепции, касающихся личности. В последние годы сформировался еще один подход, который определяет культуру с точки зрения неявно разделяемой предста­вителями данной культуры системы взглядов. Мы рассмотрим поочередно каждый их этих подходов, отметив при этом, что в их утверждениях и методах много обще­го; отдельные ученые, и даже отдельные исследования, порой одновременно ис­пользуют два или все три этих подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: