Индивидуальное, относительное и коллективное Я

Несмотря на то что первые работы по культуре и социальной психологии сопо­ставляли мировоззрения, в центре которых находятся личность и общество (ин­дивидуалистическое, эгоцентрическое, личное, независимое/коллективистское, социоцентрическое, межличностное, взаимозависимое), предварительный фактор­ный анализ, проведенный Кашимой (Y. Kashima, 1987) и Ойзерманом (Oyserman. 1993), а также работа Трафимова, Триандиса и Гото (Trafimow, Triandis & Goto, 1991) и подтверждающий факторный анализ Сингелиса (Singelis,1994) говорят о том, что индивидуалистически-центрированная и социоцентрированная Я-кон-цепции не зависят друг от друга.

Позднее Кашима с коллегами (Y. Kashima et al., 1995) предложили дальней­шую дифференциацию социоцентрического Я, выделив в нем относительный и коллективный аспекты, что привело к выделению индивидуальной, относитель­ной и коллективной Я-концепций. Существующие теории культуры и эго часто не различают два типа социальности: ту, что связана в первую очередь с взаимо­отношениями эго и окружающих, и другую, которая определяет взаимоотноше­ния Я с членами мы-группы. В то время как отношения Я с другими индивидами могут рассматриваться как фундамент социальности, взаимоотношения Я с чле­нами мы-группы определяет иной социальный аспект эго, требующий отдельно­го изучения. Исследования показывают, что взаимосвязь показателей трех аспек­тов Я относительно слаба. Еще более важно, что индивидуалистическая п кол­лективистская Я-коицепции определяют различие между восточно-азиатскими (Япония, Корея) и англоязычными культурами (Австралия, Америка), с занима­ющими промежуточное положение Гавайями, а относительная Я-концепция позволяет провести грань между мужчинами и женщинами, безотносительно к их культурной принадлежности. Данные о том, что коллективная и относитель­ная Я-концепции по-разному соотносятся с культурой и половой принадлежно­стью, свидетельствуют о принципиальном различии этих концепций. Бруер и Гарднер (Brewer & Gardner, 1996) также высказывают предположение о концеп­туальных различиях между индивидуальным, относительным и коллективным аспектами Я.

Б соответствии с выделением трех аспектов Я, кросс-культурные исследования социальной когнитивной деятельности оцениваются в зависимости от того, что является объектом изучения — личность, взаимоотношения или группа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: