В эксплуатации возможна неустойчивая работа дизеля из-за неисправностей в РЧО:
1) недостаточный или слишком большой уровень масла в регуляторе. Уровень масла должен быть
между рисками стекла маслоуказателя. Превышение уровня вызывает вспенивание масла, а занижение — перегрев регулятора и даже выход его из строя;
2) поломка рессор привода регулятора;
3) чрезмерная затяжка компенсирующей пружины;
4) недостаточное или чрезмерное открытие регулировочной иглы;
5) загрязнение масла.
Для замены масла необходимо:
- сразу же после остановки дизеля слить масло, отвернув нижнюю пробку в корпусе;
— через горловину залить дизельное топливо до нормального уровня;
- запустить дизель на 3 — 5 минут с последующей остановкой. Слить дизельное топливо и залить свежее масло;
- вновь запустить дизель на 3 — 5 мин., затем остановить его и слить масло;
- окончательно залить свежее масло в регулятор и запустить дизель;
- в начале работы регулятора на свежем масле необходимо выпустить воздух из масляной системы. Для этого при работе дизеля на нулевой позиции отвернуть регулировочную иглу на 2 — 3 оборота и дать дизелю поработать неустойчиво в течение 5 — 8 мин.;
- на хорошо прогретом дизеле, на нулевой позиции, выворачивают регулировочную иглу на один-
два оборота и дают дизелю поработать 2 — 3 мин. После этого медленно завертывают иглу до прекращения неустойчивой работы дизеля. Нормально игла должна быть отвернута на 1/4 оборота от полностью закрытого положения.
При неисправности РЧО можно регулировать обороты коленвала вручную, отсоединив шток сервомотора.
При выходе из строя тягового электромагнита разрешается заклинить его с помощью регулировочного винта. Для остановки дизеля винт выворачивают не менее чем на три оборота.
При эксплуатации дизеля 5Д49 с ОРД также необходимо обращать особое внимание на чистоту и марку заливаемого в регулятор масла (МК-22 и МС-20). При смене масла поступают аналогично, как и с РЧО. При доливке масла следует помнить, что в насосе и в золотниковых элементах регулятора зазоры малы, и нельзя в горячий регулятор, особенно на ходу, добавлять холодное масло. Это может привести из-за местных охлаждений к прихватам деталей, задирам, поломке приводного валика и даже к разносу дизеля.