1. Управленческое регулирование:
- четкое определение и формулирование задач;
- формирование четкого представления о потребностях информации начальника, себя, своих подчиненных;
- планирование, реализация, контроль совершенствовать в направлении улучшения информационного обмена;
- обсуждение планов, задач, путей их решения.
2. Совершенствование системы обратной связи:
- перемещение людей из одной организации в другую с целью обсуждения;
- опрос работников, в среде которого необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они; с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии грядущих перемен; получают ли их руководитель для предложений.
3. Совершенствование системы сбора информации с целью снижается тенденции фильтрации идей или их игнорирование на пути снизу вверх.
4. Создание каналов информационных сообщений в форме степной печати, статей, бюллетеней, радиотелевидения, компьютерных сетей.
|
|
5. Внедрение совершенных, информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие).
[Содержание]
4.4. Методы планирования и управления бизнес-процессами
Научно-техническое прогнозирование
Планирование и управление инновационной деятельностью предусматривает необходимость предвидения тенденций в направлении научно-технического развития отрасли, в которой действует предприятие.
Научно-технический прогноз – комплексная оценка содержания, направлений и темпов развития науки, техники и технологий в той или иной области. Научно-техническое прогнозирование является необходимым элементом обоснования принимаемых стратегических решений.
Объектами научно-технического прогнозирования могут выступать:
- мировые тенденции развития науки, техники и технологии
- тенденции развития государственной научно-технической политики и установленные приоритетные направления развития науки и техники, научно-технические программы
- виды техники и научные области знаний
- узлы, механизмы и агрегаты техники
- отдельные характеристики, параметры технических устройств.
Основные задачи научно-технического прогнозирования:
¨ Определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта
¨ Оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов
¨ Определение мероприятий, необходимых для благоприятного развития объектов прогнозирования
¨ Оценка ресурсов, требуемых для реализации намеченных мероприятий.
Мировая практика насчитывает более 100 различных методов разработки прогнозов. Их можно классифицировать на три основные группы:
|
|
- методы экстраполяции
- методы экспертных оценок
- методы моделирования.
Наиболее часто используемыми методами являются методы экстраполяции. Их сущность состоит в анализе тенденций развития науки и техники в прошлом и переносом этих тенденций на будущее. Это дает возможность сделать выводы о закономерностях развития прогнозируемого направления развития техники и путях совершенствования техники в будущем. В научно-техническом прогнозировании принято выделять два вида задач экстраполяции – задачи динамического и статического анализа.
В задачах динамического анализа единственным фактором развития является время. В этом случае анализ развития техники состоит в построении временных рядов, отражающих изменение тех или иных технических параметров (скорости, мощности, разрешающей способности, массогабаритных характеристик) во времени.
Тренд – длительная тенденция. Лаг или запаздывание одного явления относительно другого.
Экспертные методы – логические методы и процедуры, направленные на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и принятия решений.
К ним относят:
Ø индивидуальные экспертные оценки
Основаны на получении прогнозных оценок развития тех или иных процессов от экспертов - специалистов в соответствующей отрасли науки и техники. Методы обработки экспертной информации зависят от шкал, в которых измерены экспертные оценки.
Шкалы, используемые для получения экспертных оценок.
Номинальные шкалы предусматривают возможность идентификации и отнесения объекта к тому или иному классу. Аксиомы идентификации (классификации и опознавания):
- I либо есть J, либо есть не J
- если I есть J, то J есть I
- если I есть J и J есть K, то I есть K
Пример.
Вопрос анкеты “Считаете ли Вы, что спрос на продукцию отрасли N имеют тенденцию роста?”
Ответы: Да или Нет
Порядковые шкалы, устанавливающие равноценность или доминирование. Порядковые шкалы позволяют упорядочить объекты по признакам “лучше - хуже”, “больше - меньше” и т.п. без указания степени предпочтения одного объекта перед другими.
Для этих шкал в дополнение к аксиомам идентификации добавляются и Аксиомы упорядочения:
Пример.
Вопрос анкеты “Какой из продуктов А, В или С, по Вашему мнению, обладает более высокими потребительскими свойствами?”
Ответы: А > B > C
Количественные шкалы предусматривают возможность установления не только факта предпочтения одного объекта над другим, но и установления степени этого предпочтения. Помимо аксиом идентификации и упорядочения, такие шкалы удовлетворяют аксиомам
1. Если I = a и J = 0, то I + J = a
2. Если I = a и J = b, то I + J = a + b
3. I + J = J + I
4. (I + J) + K = I + (J + K)
Ø коллективные экспертные оценки