Основные определения в области интеллектуализации

Обсуждаемые основные определения в области интеллектуализации имеют многопрофильный характер. В силу этой причины далее приводятся типовые определения, которыми пользуются IT-специалисты.

Данные – это информация, полученная в результате наблюдения или измерения отдельных свойств или атрибутов, характеризующих объекты, процессы и явления в предметной области. Наряду с этим, данные определяются как совокупность объективных сведений.

Информация – сведения, неизвестные ранее получателю информации, пополняющие его знания, подтверждающие или опровергающие положения и соответствующие убеждения.

Знания – это совокупность фактов, закономерностей и эвристических правил, с помощью которых решается поставленная задача. В развёрнутом виде определение формулируется следующим образом: знания – это связи и закономерности предметной области (принципы, модели, методы, законы, методологии, методики, технологии), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать научные, научно-методические, научно-технические, научно-практические и практические задачи. В альтернативном определении знания понимаются как структурированные определённым образом данные, т. е. данные о данных (метаданные). Наука о знании именуется как когнитология. Знания делятся на глубинные и поверхностные.

Поверхностные знания – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями или фактами предметной области.

Глубинные знания – это абстракции, формализации, аналогии, схемы, которые отражают структуру и природу процессов, протекающих в предметной области.

Знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов (например, понимание принципов работы интеллектуальных информационных систем).

Современные интеллектуальные системы в основном работают с поверхностными знаниями. Это связано с тем что пока не существует универсальных методик, которые позволяли бы выявлять глубинные структуры знаний и работать с ними.

Знания подразделяются на процедурные и декларативные.

Сначала появились процедурные знания – знания, выраженные в алгоритмах, которые предназначались для управления данными. Для их изменения требовалось изменять текст программы. Однако с развитием информатики и программирования все большая часть знаний сосредотачивалась на структурах данных (таблицы, списки). При этом увеличилась роль декларативного знания.

Знания в настоящее время всё чаще представляются в декларативной форме. В этом представлении знанием считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному языку и понятных не только специалистам, но и пользователям.

Степень использования языков отображается на рис. 1.

Наиболее часто применяются следующие модели представления знаний:

1) Продукционная модель;

2) Семантические сети;

3) Фреймы;

4) Формальные логические модели.

Выделяются две группы языков: модульные и сетевые. Связь языков представления знаний с типовыми видами моделей знаний раскрывается на рис. 2. Модульные языки оперируют отдельными несвязными элементами знаний. Элементами являются правила или аксиомы.

Сетевые языки предусматривают возможность связать элементы через отношения в семантические сети (или сети фреймов).

Рисунок 1 – Таблица Ньюэлла

Рисунок 2 – Классификация моделей

Одна из образных гипотез связи правого и левого полушарий головного мозга и моделей описания знаний приводится на рис.3.

Фрагмент, выделенный из окружающего мира, называется областью экспертизы или предметной областью (рис. 4).

Существует множество задач и проблем, которые необходимо решать, используя сущности и отношения из предметной области. В связи с этим используется более широкое понятие – проблемная область или проблемная среда. Проблемная среда трактуется как взаимосогласованная совокупность предметной области и решаемой задачи.

Рисунок 3 – Модель восприятия человека

В понятийной структуре проблемной области используется три источника знаний:

первый источник (первого рода) – человек, второй источник (второго рода) – книги, справочники, инструкции и т.д., третий источник (третьего рода) – базы данных и другие носители.

Процесс формирования понятийной структуры поясняется на рис. 5.

Рисунок 4 – Понятия предметной области

Рисунок 5 – Процесс формирования понятийной структуры

По мере развития научно-технических достижений появилось новое направление профессиональной деятельности, называемое инженерией знаний.

Инженерия знаний занимается проблемами представления, хранения, тиражирования, извлечения, обработки и генерации знаний. В настоящее время разрабатывается широкий класс систем, основанных на знании и применяемых в различных областях профессиональной и социальной деятельности.

В основе деятельности специалиста (инженера по знаниям) находятся процессы концептуализации – способы отображения понятийной структуры на платформы информатизации.

Основная задача инженера по знаниям связанна с построением модели проблемной области. Любая система, обладающая базой знаний о некоторой предметной области, может рассматриваться как интеллектуальная система.

Онтология – система, состоящая из набора понятий, на основе которых строятся отношения, функции, классы, объекты и теории предметной области. Онтология описывается следующим кортежем:

O = < A, B, C >,

где А – конечное множество понятий, терминов (концепций) предметной области, которые представляют данную онтологию.

В – конечное множество отношений между концепциями (понятиями) данной предметной области.

С – конечное множество функций интерпретации, заданной на A и B.

Онтологии рассматриваются как базы знаний специального типа, которые могут читаться, пониматься, физически разделяться или отчуждаться от разработчиков. По мере развития инженерии знаний выделяется отдельная ветвь профессиональной деятельности, именуемая онтологически инжинирингом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: