Правовая характеристика рабочего времени и времени отдыха

Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Видами времени отдыха являются:

перерывы в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) отдых;

выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

нерабочие праздничные дни;

отпуска.

47.Правовые основы организации заработной платы. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; и др. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого аботника:1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

48.Правила внутреннего трудового распорядка и трудовая дисциплина. Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

49.Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного.

50.Организация и обеспечение охраны труда. Законодательство возлагает на работодателя ответственность за обеспечение охраны труда в организации. Он организует работу и своими действиями вовлекает работников в эту работу. Работодатель и руководители высшего звена добиваются единства цели организации и путей дости­жения этой цели, соблюдения общих для работников организации ценностей, убеждений и норм, поддер­жания социально-психологического климата в организации, при котором работники полностью вовлекаются в решение задач организации. Руководящая роль работодателя направлена на создание результативной системы управления охраной труда. Она позволяет ему: определять цели; выделять приоритетные цели/задачи и необходимые ресурсы; содействовать планированию работ; повышать ответственность руководителей всех уровней за результаты деятельности; обеспечивать работника всей необходимой информацией об опасностях, с которыми он может стол­кнуться во время работы. Если работник на своем рабочем месте может соприкасаться с опасными веще­ствами и материалами, в его распоряжении должна быть информация (в объеме и формате, установленном соответствующими международными организациями) обо всех опасных свойствах данных веществ и ме­рах по безопасному обращению с ними;организовывать работу по обеспечению безопасности труда;повышать мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач по обеспечению охраны труда;сводить к минимуму действие субъективных факторов.

Обязанности работника.Работник в соответствии с законодательными требованиями обязан:использовать безопасные методы проведения работ;ознакомляться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасно­стях;-соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, выполнять другие обязан­ности, предусмотренные действующим законодательством;проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажи­ровку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;извещать руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);активно участвовать в деятельности организации по обеспечению охраной труда в соответ­ствии с 7.4.

51.индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. Индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры могут быть искового характера и неискового характера. Индивидуальные трудовые споры искового характера возникают по вопросам нарушения права. Неискового характера трудовые споры- это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда. Обычно хорошие юристы предлагают клиентам решить конфликт до суда. Такой досудебный порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров считается в юридической практике наиболее эффективным и быстрым методом решения спора. «Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях». В коллективном трудовом споре наши представители могут защищать права не одного лица, а целого коллектива, в случае, если работодатель нарушает условия договора, заключённого с ними, или же, наоборот, защищать права работодателя, когда требования коллектива не соответствуют условиям договора или нарушают права работодателя.Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров достаточно сложный, так как требует учитывать мнения, права и обязанности большого количества субъектов спора, что значительно усложняет работу. Тем не менее, урегулирование таких споров возможно в кратчайшие сроки и при минимальных потерях времени и средств.Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:1рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 Трудового кодекса РФ);2рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 Трудового кодекса РФ);3рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 Трудового кодекса РФ).

Забастовка — по определению федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года "временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора".

52. ответственность за нарушение норм трудового законодательства. Обязанность соблюдать трудовое законодательство имеется как у работодателей, так и у работников и вытекает из положения ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, регламентирующей норму, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Статья 419 ТК РФ содержит указания на пять видов юридической ответственности (дисциплинарная и материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность) за нарушение трудового законодательства. Из этого следует, что институт ответственности за нарушение трудового законодательства не относится исключительно к отрасли трудового права. Этот правовой институт является межотраслевым, поскольку ответственность за нарушение трудового законодательства установлена не только Трудовым РФ, но также Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ.Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, относятся:1обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров2предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором3выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату4обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда5исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других

1.Дисциплинарная-За совершение работником дисциплинарного проступка2. Материальная-За нанесение материального ущерба в результате противоправного поведения (действий или бездействия)3.Административная-За совершение административных правонарушений4. Уголовная=За деяния, содержащие все признаки преступления

Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от:характера нарушения трудовых прав работника2степени тяжести нарушений

53. надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде является особой правоприменительной деятельностью специально уполномоченных органов, целью которых является обеспечение защиты трудовых прав человека. Правовые отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде на производстве выступают, как административно-правовые и относительно трудовых правоотношений выступают как внешние, связанные организацией работы на предприятии и применением работы наемных работников. Об административно-правовом характере правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде свидетельствует содержание этих правоотношений, которое состоит в том, что контролирующий орган может давать собственнику предприятия или уполномоченному ним органу от лица государства властные распоряжения, которые тот должен безусловно выполнить, а в случае нарушения законодательства о труде – применить мероприятия административного взыскания и принуждения.Надзор и контроль – это разные формы проверочной деятельности уполномоченных на то государственных, ведомственных и общественных органов. Надзор – это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами, предприятиями и гражданами правил, предусмотренных действующим законодательством и другими нормативными актами.

Контроль – это проверка и учет контролирующим органом того, как контролируемый объект (предприятие, организация, учреждение или физическое лицо) выполняет возложенные на него задачи и реализует свои функции.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

В зависимости от органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в области трудового законодательства, различают: государственный контроль и надзор за соблюдением этого законодательства, а также общественный контроль в сфере труда. Государственный контроль и надзор осуществляют:1 специально уполномоченные органы контроля и надзора; 2 органы прокуратуры; 3 судебные органы; 4 федеральные органы исполнительной власти.

Общественный контроль осуществляют:1 профессиональные союзы; 2 другие уполномоченные представительные органы работников.В пределах своей компетенции вышеприведенные органы и инспекции вправе проводить проверки, требовать объяснений от должностных лиц, выносить предписания об устранении нарушений законодательства о труде и норм по охране труда, привлекать к административной ответственности за допущенные правонарушения и производить иные действия.должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и норм по охране труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям или воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут дисциплинарную (общую и специальную), материальную (полную и ограниченную), административную (в виде предупреждения или штрафа) и уголовную (с назначением уголовных наказаний в виде: лишения свободы, обязательных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и иных) виды ответственности.

54. Человеческие ресурсы и трудовой потенциал общества. Процесс труда предполагает наличие двух составляющих: матери-альных ресурсов (предмет труда, орудия труда, здания, сооружения) и человеческих ресурсов (работники с их знаниями и навыками ). трудовые ресурсы – это работающая или неработающая, но трудоспособная часть населения в трудоспособном возрасте.Классификация трудовых ресурсов осуществляется по следующим критериям: пол, возраст, образование, место жительства, профессия, сфера занятости, национальность и др. Экономически активное население – часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. К экономически неактивному населению (ЭНН) относятся учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными род-ственниками; лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода. Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и умственных качеств человека, позволяющих ему трудиться эффективно Трудовой потенциал предприятия – это степень профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работы, которая зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, здоровья и личных способностей работников. Трудовой потенциал предприятия предлагается измерять максимально возможным количеством часов, отработанных всеми работниками данного предприятия. Человеческий капитал – это совокупность тех качеств человека, которые приносят больший доход ему или работодателю. Теория человеческого капитала была разработана в США в 50–60 е годы. Она ставила задачу – углубленно исследовать роль и значение созидательных способностей человека. Большой вклад в ее развитие внесли такие экономисты, как Т. Шульц, Г. Беккер, Д. Минцер и др. В их работах человеческий капи-тал трактуется как совокупность полученных людьми знаний, навыков, квалификации; их физической готовности к труду; мотиваций, которые позволяют получить больший доход работнику или его работодателю. Во многом благодаря признанию этой теории, начиная с середины 20 века, вложения в образование, здоровье и воспитание человека перестали рассматриваться как обычные издержки, а стали рассматриваться как важное средство повышения результативности труда работника.

55. Социальная сфера как объект социального менеджмента. Социальный менеджмент – это отрасль управления социальной сферой. Социальная сфера – это сфера воспроизводства и развития человека. Она включает в себя:– систему социальной защиты населения;– образование;– здравоохранение;– пенсионное обеспечение;– формирование доходов населения;– спорт;– культуру;– развитие рынка труда;– жилищно–коммунальное хозяйство и т.д.Каждый структурный элемент социальной сферы связан со всеми остальными в рамках общей системы.

Состояние социальной сферы оценивается следующими показателями:– доход на душу населения;– семейный доход;– размер средней заработной платы;– размер прожиточного минимума (ПМ);– уровень занятости;– уровень безработицы;– доступ к образованию;– качество медицинского обслуживания;– качество питания населения;– экологическая ситуация;– демографическая обстановка (динамика численности населения, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, средняя продолжительность жизни);– уровень преступности;– уровень социальной поддержки пенсионеров, детей, инвалидов;– защита материнства и детства;– состояние охраны труда;– состояние культуры и спорта;– состояние сферы потребительских товаров и услуг и т.д. Под воздействием этих показателей формируется социальное самочувствие человека.

Источниками финансирования социальной сферы являются: 1. Государственные средства: – прямое финансирование учреждений из бюджета; – финансирование государственных программ;– финансирование потребителей;– налоговые льготы. 2. Собственные средства организаций. 3. Привлеченные средства:– благотворительные; – гранты;– членские взносы.

Принципы социального менеджмента те же, что и у общего менеджмента: единоначалие в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении, научность, прогнозирование, мотивация труда, сочетание отраслевого и территориального управления и другие.

56. Социальная политика государства. Социальная политика – это совокупность принципов, методов и форм управления, направленных на развитие сферы человеческой жизнедеятельности (социальной сферы). Ранее проводились разрозненные мероприятия различными общественными организациями, государственными органами, профсоюзами. Эти мероприятия касались главным образом жертв стихийных бедствий и бедняков. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это означает, что государственные органы управления должны проводить активную социальную политику и ориентировать экономику на решение социальных задач. Современная социальная политика России отличается постоянным участием государства в регулировании и развитии социальной сферы. Современная социальная политика направлена не только на ликвидацию, но и на предотвращение негативных последствий экономического развития, так как значительное место в содержании социальной политики занимают обеспечение населения социальными услугами, регулирование занятости, заработной платы и другие подобные направления.

Реализуя указанные направления, социальная политика способствует политической стабильности, экономическому росту, предотвращению социальной напряженности в обществе.

Центральное звено в конструкции модели социальной политики любой страны, от которого зависит уровень жизни населения, – это доля выплачиваемой и резервируемой заработной платы. В настоящее время при организации оплаты наемного труда выделяют две части заработной платы:1) непосредственно выплачивается работнику для удовлетворения его текущих потребностей;2) резервируется для удовлетворения потребностей работника на случай утраты трудоспособности для достижения общественно приемлемого уровня материального обеспечения и медицинского обслуживания (она формируется за счет отчислений работников с их текущей зарплаты и средств работодателей). Среди основных задач государственной социальной политики на первое место выдвигается задача социальной защиты населения и в первую очередь поддержки малообеспеченных слоев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: