Концепция приемлемого (допустимого) риска. Традиционная ТБ базируется на категорическом утверждении - обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий

Традиционная ТБ базируется на категорическом утверждении - обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий. Отечественная и мировая практики показывает, что такая концепция неадекватна законам техносферы. Требования абсолютной безопасности, звучит гуманно, но может обернуться трагедией для людей потому что обеспечить нулевой риск при действующих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Заключается она в стремлении к такой малой безопасности, которую примет общество в даны период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб материальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.

На рис. показан упрощенный пример определения приемлемого риска.

При увеличении затрат технический риск имеет тип при определенном соотношении между инвестициями в техническую социальные сферы. Это обстоятельство нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

В некоторых западных странах (Голландия), приемлемы риски установленные в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-8 в год.

В нашей стране, концепция приемлемого риска не востребована. Некоторые специалисты подвергают ее критике считая ее актуальной. На самом деле, как показывает опыт приемлемые риски на 2-3 порядка «строже» фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека. Законодательно – ввести квоты на риск.

Лекция № 3

Теоретические основы БЖД

1. Человек как элемент системы «человек-среда обитания».

2. Характеристика анализаторов человека, влияющих на условия безопасности.

3. Функциональное состояние оператора (ФСО).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: