Метод Монте-Карло

Контрольные вопросы. Тема 1.

1. Как возникают идеи проекта? Приведите примеры.

Перед разработкой любого проекта выдвигается идея проекта, которая может возникнуть спонтанно или явиться результатом «мозгового штурма», проводимых фундаментальных или прикладных исследований, опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новой продукции, технологии.

Идея проекта может исходить из потребностей страны, отдельного региона, группы или одного инвестора в наполнении рынка определенными товарами или услугами. При этом она может опережать уровень сложившихся знаний, выступающих в качестве мерила результата труда, характеризующихся соответствующим уровнем интеллектуально-творческого потенциала и необходимым инструментарием. В связи с этим следует отметить, что сфера науки всегда и везде носила чисто утилитарный характер. Поддерживались только те идеи и направления науки, реализация которых в определенный промежуток времени могла принести обществу или отдельным ее членам выгоду. Таким образом, выделялись реальные и нереальные идеи. Например, на стадии обоснования идеи исследователи, как правило, задаются вопросом, следует ли осуществлять новое строительство объектов, относящихся к инвестиционному проекту, если существует множество предприятий, переориентация которых под цели проекта может принести выгоду инвесторам и обществу.

Можно также рассматривать идеи с позиций возможностей научно-технического потенциала общества и их реализации в определенном периоде времени.

При поиске идей проекта огромное значение имеют творческие способности привлекаемого для ее выдвижения коллектива ученых и специалистов. Поэтому целесообразно как на этапе выдвижения идеи, так и на стадии ее реализации использовать следующие методы:

· «мозговой атаки» и его вариации;

· отражения идей на бумаге;

· творческого ориентирования;

· творческой конфронтации;

· системного структурирования;

· системного выделения проблем.

Каждый из указанных методов может быть дополнен другим. При этом следует при формировании идей, а точнее — при их анализе, придерживаться определенных критериев и ограничений. К примеру, при определенных объемах инвестиций в заданном отрезке времени освоить производство новой продукции и получить при этом ожидаемую (максимальную) прибыль и т.п.

Идея может быть результатом маркетинговых исследований.

Олег Тиньков, председатель совета директоров банка “Тинькофф. Кредитные системы”

Примеры проектов: пельмени “Дарья”, пиво “Тиньков”

Если необходимы отличные идеи, нужно несколько часов вообще не мыслить про бизнес. Я нередко катаюсь на велике по 3-4 часа, проветришь голову – сходу по-другому мыслить начинаешь, более ярко, верно. В принципе удачные идеи могут показаться в самых различных местах и ситуациях. Идею “Дарьи” я принес из питерской сауны, где познакомился с греком, торговавшим оборудованием для тарталини. Бывает, что новый проект – это озарение; бывает, мысли копятся “капля за каплей”, пока не наберется критичная масса. И еще: я стараюсь советоваться с специалистами, если необходимы какие-то решения. А вот в книги за мыслями не лезу.

Дмитрий Буряк, основоположник B&S Holding

Примеры проектов: продукты для здоровья Vision, сок BotaniQ

Истинные венчурные проекты нередко возникают из конфликта бизнесмена и профессионального менеджера. По-моему, это единственный метод двинуть дело с мертвой точки, в особенности, когда опасности просчитать трудно. Мой управляющий директор – математик и финансист. И если я подхожу ко всему с чувственной точки зрения, то он все “цифрует”. Это большой плюс в нашем тандеме. Мои эмоции и интуиция нередко сталкиваются с его рациональностью. Я сам повсевременно чего-то желаю, что-то разрушаю, меня не устраивает время, которое занимает принятие решения. А он все приводит в порядок.

Андрей Коркунов, основоположник Одинцовской кондитерской фабрики

Примеры проектов: шоколадные конфеты “Коркунов”

Я предпочитаю стимулировать на предложения тех, с кем работаю. Это не то чтоб мозговой штурм – я не собираю людей совместно, а просто месяц-полтора слушаю их представления, задаю вопросы, а в голове у меня что-то созревает. И когда мне все становится понятно, я собираю коллег и говорю: будем делать то-то. При этом часто выходило как в пословице – выслушай всех и сделай по-своему. Я слушал, но воспринимал обратное решение, хотя люди высказывались “против”. Но у нас на данный момент приблизительно 50% объема продаж дают продукты, выдуманные конкретно таким макаром.

Александр Шустер, председатель совета директоров компании “Мастерфарм”

Примеры проектов: фармацевтические препараты “Арбидол”, “Флюкостат”

Я и сам не знаю, как появляются идеи. Но когда я что-то вынашиваю, то начитываю материалы по теме: специальную литературу и статьи, отраслевые журнальчики. Вот есть таковой журнальчик YellowScript, малоизвестный в РФ, но очень принципиальный на Западе. Он от первой до последней странички посвящен анализу фармрынка на глобальном уровне. Очень увлекательный и нужный. Если мысль появилась, начинаю ее прорабатывать: запрашиваю в маркетинге числа, сам анализирую рынок, позже обращаюсь за консультациями к специалистам, позже собираемся с партнером и вдвоем решаем – необходимо ли эту идею воплощать.

Сергей Выходцев, президент компании Velle

Примеры проектов: напитки Invite, каши “Быстров”, овсяные продукты Velle

Больше всего мыслях приходит мне в голову, когда я забираюсь куда-нибудь в полную глушь. Вот поэтому я купил землю и выстроил ранчо на Байкале – до стальной дороги 100 км, не говоря о том, что никакие телефоны не ловят. Для раздумий самое подходящее место. Там, к примеру, у меня родилась мысль проекта Velle. Но вообще-то начальный материал, полуфабрикат всех моих проектов, “обитает”, обычно, в кабинете – я очень люблю мозговые штурмы, у меня креативные сотрудники, и я 2-мя руками за то, чтоб они повсевременно “бурлили” мыслями.

2. Каковы основные критерии приемлемости идеи проекта?

Несмотря на многообразие возможных источников идей, каждая фирма, сообразуясь со своими финансовыми возможностями, конкуренцией, отдачей вложенного капитала или с прибылью, риском и другими факторами, определяет цели инвестиционного проекта.

Оценивать реальность идеи можно по следующим показателям:

· конкурентоспособности продукции;

· приросту прибыли;

· изменению объема выпуска или предоставления услуг;

· снижению издержек;

· возможности выхода на другие рынки;

· рациональному использованию капитала;

· повышению имиджа фирмы.

Иначе говоря, рассматриваются лишь факторы, которые непосредственно влияют на эффективность деятельности фирмы.

Важным фактором поиска идеи является конкуренция на анализируемом рынке товаров и услуг. Различают три типа конкурентного поведения: креативное, приспособленческое и гарантирующее.

Помогает и коллективный разум – мозговые штурмы либо перепалки с партнером. Но главное условие, без которого все остальные происшествия непроизводительны – быть в теме.

3. По каким причинам идею проекта следует отклонить?

Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер (например):

· недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;

· чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);

· отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства);

· чрезмерный риск;

· высокая стоимость сырья.

4. В чем состоит суть предпроектных исследований инвестиционных возможностей? Кто их выполняет?

Прединвестиционная стадия непосредственно предшествует основному объему инвестиций. Именно на данной стадии жизненного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвестиционная привлекательность. Пред инвестиционные исследования должны дать полную характеристику инвестиционного проекта.

Продолжительность данной стадии жизненного цикла инвестиционного проекта зачастую невозможно определить достаточно точно.

В мировой практике выделяют следующие этапы (стадии) пред - инвестиционных исследований:

· формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций (opportunitystudies);

· предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей (pre-feasibilitystudies);

· технико-экономические обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости (feasibilitystudies);

· подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании (finalevaluation).

Логика подобного деления на этапы проста. Сначала необходимо найти возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования. Далее надо проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и подготовить бизнес-план. Если разработанный бизнес-план представляет интерес, то следует продолжить исследование путем глубокой проработки плана и тщательной оценки экономических и финансовых аспектов намечаемых инвестиций. Наконец, если результат оценки оказывается благоприятным, наступает этап принятия решения о реализации проекта и выбора наилучшей из возможных схем его финансирования. Достоинством такого поэтапного подхода является обеспечение возможности нарастания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку проекта.

5. Перечислите основные элементы каждого этапа исследований.

Формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций, предусматривает:

· выбор и предварительное обоснование замысла;

· инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом;

· проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

· предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

· предварительный отбор предприятия, способного реализовать проект;

· подготовку информационного меморандума реципиента.

Предпроектные исследования, или подготовительные, инвестиционных возможностей включают:

· предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;¦ оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

· подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

· оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

· подготовку исходно-разрешительной документации;

· подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценку эффективности проекта;

· утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

· подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

· подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта).

Технико-экономическое обоснование проекта, или оценка по технико-экономической и финансовой приемлемости, предусматривает:

· проведение полномасштабного маркетингового исследования (анализ спроса и предложения, сегментации рынка, цены, эластичности спроса, основных конкурентов, маркетинговой стратегии, программы удержания продукции на рынке и т.п.);

· подготовку программы выпуска продукции;

· подготовку пояснительной записки, включающей данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;

· подготовку исходно-разрешительной документации;

· разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования, загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств, производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);

· градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

· инженерное обеспечение;

· проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и гражданской обороне;

· описание организации строительства;

· подготовку данных о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

· описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

· подготовку сметно-финансовой документации, в том числе оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

· оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

· планирование сроков осуществления проекта;

· оценку финансовой эффективности проекта;

· оценку экономической и (или) бюджетной эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

· формулирование условий прекращения реализации проекта.

6. Назовите основные элементы концепции проекта. Кто их разрабатывает?

Концепция проекта - это модель проекта. В ней должны быть на должном уровне обобщения выделены ключевые факторы (даны ответы на ключевые вопросы).

- стратегия, под которой подразумеваются планы и направления действия, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению

определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

- структура или внутренняя композиция организации, отражающая ее расчленение на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений в распределении власти между собой;

- системы или процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

- состав работников, который представляет собой важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

- стиль или способ, каким руководители управляют организацией, сюда же относится организационная структура;

- сумма навыков, которая определяет отличительные возможности ключевых фигур в организации;

- совместные ценности, под которыми подразумеваются смысл и содержание основных направлений деятельности организации.

Контрольные вопросы. Тема 2.

1. Кто принимает участие в разработке ТЭО инвестиций?

Разработка ТЭО инвестиционного проекта предусматривает, прежде всего, обеспечение высокой эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Достижение максимальных экономических результатов при минимальных совокупных издержках производства и реализации своей продукции.

В настоящее время ТЭО проекта нередко осуществляется на конкурсной основе с привлечением специалистов в области технического, финансового и маркетингового планирования.

Для составления технико-экономического обоснования проекта разработчикам необходимо подготовить подробную сметно-финансовую документацию по всем статьям расходов, определить потребности в оборотных средствах, предусмотреть возможные риски и др.

Необходимо также разработать мероприятия по реализации социальной программы предприятия, включающей в себя:

· создание благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий;

· выработку конкретных предложений по охране окружающей среды;

· подготовку (и привлечение со стороны) профессиональных рабочих кадров и специалистов различных звеньев управленческого персонала и т.п.

2. Какой документ регулирует отношение между заказчиком и проектировщиком?

Отношения между Заказчиком и подрядчиком-Проектировщиком при выполнении проектных работ в техническом плане регулируются «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95», а в правовом - Гражданским кодексом Российской Федерации.

СНиП 11-01-95 не устанавливает требований по проведению согласования задания на проектирование, которое выдает Заказчик Проектировщику (см. приложения А и Б). В Гражданском кодексе РФ (ст. 759) подобное требование также отсутствует. Поскольку это задание согласно п. 2.7 Инструкции является неотъемлемой частью договора, на него в полном объеме распространяются требования законодательства в части договорных отношений. В этой связи подписание договора Проектировщиком и Заказчиком говорит о полном согласии сторон с условиями договора, включая задание на проектирование, что, естественно, не требует согласования.

3. Каков рекомендуемый состав ТЭО инвестиций?

Технические аспекты инвестиционного проекта на первый взгляд кажутся личным делом предпринимателя и не обходят инвестора. Но на самом деле любой серьезный инвестор не может игнорировать этот аспект инвестиционного проекта, поскольку он демонстрирует возможность технического осуществления проекта с приемлемым уровнем затрат.

Технический анализ призван показать технико-технологическую обоснованность проектных решений. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта осуществляется, как правило, проектными учреждениями, затем согласовывается с заказчиком и другими заинтересованными лицами.

Огромное разнообразие применяемых технологий, видов сырья и оборудования значительно усложняют типизацию технического анализа инвестиционных проектов, но обычно технико-экономическое обоснование состоит из следующих разделов:

1) исходные данные - ссылки на постановления, решения и другие документы, являющиеся основанием для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, данные о техническом состоянии предприятия, подлежащего реконструкции или расширению, оценка деятельности, технико-экономические показатели его работы за последние три года;

2) место расположения объекта:

- Обоснование выбора района, пункта, места реализации проекта;

4. Что такое эскизный проект? Кто его разрабатывает?

Эскизный проект разрабатывают, если это предусмотрено техническим заданием или протоколом рассмотрения технического предложения.

Эскизный проект разрабатывают с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных и др.) решений изделия, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройстве изделия, когда это целесообразно сделать до разработки технического проекта или рабочей документации.

На стадии разработки эскизного проекта рассматривают варианты изделия и (или) его составных частей. Эскизный проект может разрабатываться без рассмотрения на этой стадии различных вариантов.

При разработке эскизного проекта выполняют работы, необходимые для обеспечения предъявляемых к изделию требований и позволяющие установить принципиальные решения.

5. Что входит в состав эскизного проекта?

На примере коттеджа:

1. Пояснительная записка. Включает в себя технико-экономическое описание и архитектурные характеристики дома. Описывает не только облик, но и материалы, используемые при строительстве.

2. Генеральный план участка с привязкой проектируемого дома.

3. План фундамента.

4. Планы этажей.

5. План кровли.

6. Разрез дома

7. Фасады дома со всех сторон.

6. Из каких основных этапов состоит процедура выбора площадки для проекта?

Начальным этапом проектирования, относящимся к предпроектным работам, является разработка технико-экономическою обоснования (ТЭО) при строительстве крупных объектов или технико-экономических расчетов (ТЭР), которые должны установить техническую и экономическую целесообразность, а также хозяйственную необходимость проектирования и последующею строительства или реконструкции предприятия.

На этом этапе осуществляются выбор строительной площадки и отвод земельного участка, составление задания на проектирование, утверждение его и выдача проектирующей организации.

Вторым этапом являются собственно проектные и изыскательские работы, т.е. разработка проектно-сметной документации на основе решений, принятых в задании на проектирование.

Последним этапом работы проектировщиков является авторский надзор за производством строительно-монтажных работ и участие в приемке законченных строительством объектов.

Контрольные вопросы. Тема 3.

1. Перечислите основные параметры, характеризующие риск проекта. От чего они зависят?

Различают следующие неопределенности инвестиционных рисков:

· нестабильность экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

· для внешнеэкономических рисков — возможность введения ограничений на торговлю и поставки;

· неопределенность политической ситуации, неблагоприятные социально-экономические изменения в стране и регионе;

· неполноценность или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

· колебания рыночных курсов, цен, рыночной конъюнктуры;

· неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

· производственно-технологический риск;

· неопределенность целей, интересов;

· неполноценность или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий- участников.

2. Как можно определить величину риска?

Риск (R) - количественная характеристика опасности, определяемая частотой реализации опасностей. Количественно он выражается формулой:

n

R= —

N

где n - число случаев проявления опасностей;

N - возможное число случаев проявления опасностей.

3. Что такое матрица оценки параметров риска?

4. Какие основные методы анализа рисков существуют? Перечислите их.

Можно классифицировать существующие методы анализа риска и связанные с ними модели по следующим направлениям:

I. в зависимости от привлечения вероятностных распределений:

· методы без учета распределений вероятностей;

· методы с учетом распределений вероятностей.

· II. в зависимости от учета вероятности реализации каждого отдельного значения переменной и проведения всего процесса анализа с учетом распределения вероятностей:

· вероятностные методы;

· выборочные методы.

· III. в зависимости от способов нахождения результирующих показателей по построению модели:

· аналитический метод;

· имитационный метод.

Тема 4 Контрольные вопросы

1. Что понимается под понятием «управление риском инвестиционного проекта»?

Управление рисками инвестиционного проекта представляет собой процесс предвидения и нейтрализации их негативных финансовых последствий, связанных с их идентификацией, оценкой, профилактикой и страхованием.

2. Какие виды рисков вы знаете?

Основными видами риска являются:

1) производственный, связанный с возможностью невыполнения организацией своих обязательств по отношению к заказчику;

2) финансовый, связанный с возможностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед инвесторами, как следствие использования для финансирования деятельности организации заемных средств;

3) инвестиционный, связанный с возможным обесценением инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных, так и из приобретенных ценных бумаг;

4) рыночный, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок на фондовом рынке и курсов валют;

5) политический, обусловленный возможными убытками предпринимателей и инвесторов вследствие нестабильной политической ситуации в стране.

3. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к анализу проектных рисков.

Анализ рисков делится на 2 дополняющих друг друга (и неразрывных вида):

а) качественный анализ;

б) количественный анализ.

Задача качественного анализа:

- определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает. Другими словами: задача заключается в установлении потенциальных зон риска.

Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются:

а) статистический;

б) экспертный метод;

в) метод аналогий;

г) моделирование и др.

4. Что является результатом качественного анализа проектных рисков?

Качественная оценка может быть сравнительно простой, ее главная задача — определить возможные виды рисков, а также факторы, влияющие на уровень рисков при выполнении определенного вида деятельности.

5. Раскройте содержание основных методов количественной оценки рисков.

Содержание статистического метода анализа.

Этот метод заключается в сборе и классификации данных о последствиях воздействия неблагоприятных факторов риска на другие (аналогичные) проекты.

Изучив данные, о поведении каждого элемента явления и выразив их через среднеквадратичные отклонения, можно математически рассматривать вероятное поведение системы в целом.

Естественно, что поскольку все составляющие системы проанализировать из-за их большого числа невозможно, анализ ограничивается анализом элементов, которые представляются важнейшими.

На основе этих методов можно сделать определенные заключения общего характера.

Этот метод обладает одним недостатком: при недостаточной статистике неразличимы последствия отдельных факторов (они «маскируются» друг другом), конечный результат представляется как результат сложного (и непонятного) взаимодействия ряде непредсказуемых причин.

Содержание экспертного метода анализа риска.

Этот метод представляет собой фактически еще один вариант статистического анализа.

Он заключается в привлечении возможно большего числа экспертов для определения количественной оценки последствий действия какого-либо фактора, либо их комбинации.

Полученные оценки анализируются с точки зрения их разброса и выявляются наиболее вероятные последствия исследуемого явления.

Преимущество этого метода от статистического заключается в том, что каждый эксперт самостоятельно проводит анализ своего банка данных. Его недостаток в субъективности мнений.

Метод аналогий предполагает использование данных по другим предприятиям.

Моделирование ситуации с помощью программного обеспечения позволяет проводить испытания ситуации на внешние воздействия.

6. В чем суть имитационного моделирования рисков на базе метода Монте-Карло?

Метод Монте-Карло

Имитационное моделирование по методу Монте-Карло (Monte-CarloSimulation) позволяет построить математическую модель для проекта с неопределенными значениями параметров, и, зная вероятностные распределения параметров проекта, а также связь между изменениями параметров (корреляцию) получить распределение доходности проекта.

Блок-схема отражает укрупненную схему работы с моделью

7. Какие способы снижения проектных рисков вы знаете? Дайте сравнительный анализ методов снижения проектных рисков.

Способы борьбы с риском

Наиболее распространённым способом борьбы с риском в инвестиционных проектах являются:

1) Распределение риска осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Как правило, ответственность за конкретный риск возлагают на ту сторону, по чьей вине или в зоне чьей ответственности может произойти событие, вызывающее потери. Естественно, каждая из сторон при этом свои потери минимизирует.

2) Страхование риска есть по существу передача определённых рисков страховой компании за определённую плату. Выигрышем в проекте является отсутствие непредвиденных ситуаций в обмен на некоторое снижение прибыльности. Если же риск невелик, то возможно самострахование, т.е. создание собственного фонда риска. Этот способ более экономичен, т.к. в нем отсутствуют расходы на содержание страховой компании.

3) Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Этот способ несколько схож с самострахованием, но в отличие от него создается не общецелевой фонд риска, а он предусматривается в смете расходов на исполнение какого-либо действия (резерв на непредвиденные работы). Этот способ в строительстве широко развит (например, резерв в смете, запас в продолжительности работ и т.д.);

4) Хеджирование сделки. Этот способ заключается в заключении на рынке фьючерсных контрактов аналогичного рассматриваемому, но с противоположным знаком. Так как фьючерский контракт не исполняется, а по нему лишь уплачиваются убытки, он в чем-то похож на страхование.

7. Каковы основные этапы управления рисками проекта? Перечислите их.

Процесс управления рисками можно подразделить на следующие этапы:

1. выбор анализируемых объектов и уровня детализации их рассмотрения;

2. выбор методики оценки рисков;

3. идентификация активов;

4. анализ угроз и их последствий, определение уязвимостей в защите;

5. оценка рисков;

6. выбор защитных мер;

7. реализация и проверка выбранных мер;

8. оценка остаточного риска.

Тема 5 Контрольные вопросы

1.Что такое бизнес-план?

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг

2.Каково назначение бизнес-плана

Бизнес-план:» дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;» содержит ориентир развития проекта (предприятия, компании);» служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:» менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, помимо вышеуказанных результатов, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;» собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;» кредиторов — обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта. Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, который может достичь проект (предприятие); планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование — общепринятаяформа ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

.

3.Какая исходная информация необходима для составления бизнес-плана?

Исходная информация для составления бизнес-планаЭтот этап предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта.Информация о спросе подразумевает выяснение (уточнение) характеристик продукции проекта, возможную цену (торговые наценки), конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции.Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные организации или проведя собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:» производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;» сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм- поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;» оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;» трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;» помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;» накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию; водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т. д. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта; о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы «поставитьего на ноги» и покрыть текущие расходы начального этапа; о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.). Одна из сложнейших задач при составлении бизнес-плана — проведение анализа цен на товары конкурентов. Ведь в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего— коммерческая тайна изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но они значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики (гл. 3).Существуют 3 основных финансовых отчета, позволяющих оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

4.Из каких разделов состоит бизнес-план?

Структура бизнес-плана. Это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Бизнес-план: дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир развития проекта; служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен, для трех категорий участников проекта: менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования; собственников, заинтересованных в составлении бизнес - плана с точки зрения перспектив развития фирмы; кредиторов — банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.

Состав бизнес-плана зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана: вводная часть - название и адрес фирмы, учредители, суть и цель проекта, стоимость проекта, потребность в финансах, ссылка на конфиденциальность; анализ положения дел в отрасли—текущая ситуация и тенденции развития отрасли, направление и задачи деятельности проекта; существо предлагаемого проекта - продукция; анализ рынка - потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке; план маркетинга, цены, ценовая политик, каналы сбыта, реклама, прогноз новой продукции; производственны, поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров, субподрядчики; организационный план и управление персонал, форма собственности, сведении о партнерах, владельцах предприятия, сведения о руководящем составе, организационная структура; степень риска, слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии; финансовый план - отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый план, точка безубыточности; приложения - копии контрактов, лицензии, копии документов, из которых взяты исходные данные, прейскуранты поставщиков.

Разработчики бизнес-плана. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Последние помогают «увидеть» проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать «товарный вид» бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.

Вводная часть (резюме проекта)Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2—3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т. к. в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. Указываются название и адрес предприятия,имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах. Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха. Анализ положения дел в отрасли В этом разделе описываются основные направления и цели осуществления будущего проекта.Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли.Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, т. к. одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

5.Как определяется точка безубыточности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: