Выбор способа разработки грунта принятым экскаватором

В зависимости от ширины котлована разработка грунта одноковшовым экскаватором может вестись в одну или несколько проходок (лобовых или боковых). В одну лобовую проходку разрабатываются котлованы шириной, не превышающей удвоенной величины радиуса копания экскаватора. В остальных случаях работа ведется в несколько проходок. При этом чаще всего первая (пионерная) проходка выполняется лобовым способом, последующие – боковым. Это обеспечивает наибольшую производительность работы экскаватора. Проходки могут размещаться параллельно большей стороне котлована или параллельно меньшей стороне. Преимущество размещения проходок параллельно меньшей стороне связано с возможностью более быстрого предоставления фронта работ в котловане бригадам, выполняющим работы последующих этапов (зачистка дна котлована, возведение фундаментов и т.д.).

Так как одноковшовый экскаватор работает позиционно, необходимо показать на рабочей схеме котлована места стоянок экскаватора и направление его движения (обычно используются обозначения «○→»). Радиус копания, глубина копания выбранного экскаватора должны быть достаточны для того, чтобы ковш доставал по всех удаленных участков забоя. Шаг стоянок экскаватора при лобовой проходке принимается равным (0,7…0,8) lн, где lн – длина напорного хода ковша. В зависимости от группы грунта lн может приниматься (для грунтов I–V групп):

- при ковше 0,25 м 3 lн = 2…3 м,

- при ковше 0,5 м 3 lн = 3…4,5 м,

- при ковше 1,0 м 3 lн = 4…6 м.

Чем слабее грунт, тем большая толщина срезываемого слоя образуется при заборе грунта ковшом, в связи с чем требуется меньшая длина напорного хода ковша. По этой причине большие значения lн соответствует более прочному грунту (например, для ковша 0,25 м 3 в грунте III…V групп lн = 3 м, а в грунте I группы lн = 2 м).

Шаг стоянок при боковой проходке принимается в полтора раза большим, чем при лобовой проходке.


Ширина первой (пионерной) лобовой проходки при выгрузке на транспорт принимается равной (1,2…1,5) R0, где R0 – наибольший радиус копания экскаватора. Ширина последующих боковых проходок принимается (0,5…0,8) R0.

На основании проведенных расчетов на рабочей схеме котлована необходимо нанести путь движения экскаватора, его стоянки. Отдельно следует показать пути движения самосвалов, места их стоянки под погрузкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: