Методические указания. Контрольно-тестирующий комплекс к главе 5

Контрольно-тестирующий комплекс к главе 5

При изучении главы необходимо обратить внимание на следующие положения.

1. Взаимосвязь основных направлений, задач и источников информации для анализа объемов производства и продаж продукции организации показаны в табл. 5.20.

2. Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в определении конкурентных позиций организации, ее способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Объектами анализа объемов производства и продаж продукции являются показатели объема производства и продаж продукции, ассортимент и структура продукции, показатели качества, ритмичности и резервы роста объемов производства и продаж продукции.

3. Анализ объема и структуры готовой продукции проводится по направлениям, приведенным в табл. 5.20.

3.1. Основными показателями промышленной продукции служат товарная, валовая и реализованная продукция. В производственной программе продукция может выражаться следующими измерителями: натуральными (штуки, тонны, комплекты и др.), стоимостными (оптовые цены предприятия; плановая себестоимость, фактическая себестоимость) и по трудоемкости (в нормо-часах, фактических часах).

Таблица 5.20. Основные направления, задачи и источники информации
для анализа объемов производства и продаж продукции организации

Направление (тема) анализа Задачи анализа Источники информации
1. Оценка объема и структуры производственной программы по изготовлению продукции 1. Оценка динамики выпуска и продаж продукции 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту продукции 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы 4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности организации Оперативная отчетность цехов, отделов, служб, подразделений организации Учетные регистры по учету готовой продукции, ее отгрузке и продажах
2. Анализ выполнения договорных обязательств и объемов продаж продукции 1. Анализ объема выпуска продукции и факторов их изменения 2. Анализ объемов продаж и факторов их изменения 3. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции Данные оперативно-технического и статистического учета Материалы наблюдений
3. Анализ технического уровня и качества продукции 1. Анализ технического уровня продукции 2. Анализ качества продукции по установленным показателям 3. Оценка основных факторов, влияющих на качество продукции 4. Расчет влияния уровня качества на объемы производства и продаж Бизнес-план Патенты Нормативно-техни-ческая документация Акты испытаний Данные отделов тех-нического контроля Журналы и графики бездефектной сдачи продукции
4. Анализ резервов роста объемов производства 1. Анализ внутрипроизводственных резервов роста объема производства за счет улучшения использования труда 2. Анализ внутрипроизводственных резервов роста объема производства за счет улучшения использования оборудования 3. Анализ внутрипроизводственных резервов роста объема производства за счет улучшения использования сырья и материалов Бизнес-план Оперативная отчетность цехов, отделов, служб, подразделений организации
5. Оценка и прог- нозирование выручки от продаж 1. Построение временного ряда, отображающего выручку от продаж 2. Расчет показателей динамики 3. Определение тренда, построение экономико-математической модели тренда 4. Анализ сезонной и случайной составляющих выручки от продаж 5. Составление прогноза выручки от продаж Бизнес-план Оперативная отчетность отделов, служб, подразделений организации Учетные регистры по учету продаж

Объем реализованной продукции можно описать следующей зависимостью:

(5.1)

где N — объем продаж;

— товарная продукция (объем выпуска продукции);

— запасы готовой продукции на начало и конец периода;

— остатки отгруженной продукции на начало и ко-
нец периода.

Взаимосвязь между товарной, валовой продукцией и незавершенным производством:

(5.2)

где — валовая продукция;

— товарная продукция;

— остаток незавершенного производства на начало
и конец соответствующего периода.

3.2. При оценке динамики выпуска и продаж продукциииспользуются базисные, цепные, среднегодовые темпы роста (прироста). Для выявления тенденций объема выпуска готовой продукции важно провести анализ в текущих и сопоставимых ценах. Приведение данных
в сопоставимый вид требует дополнительных расчетов. В курсе статистики приведены способы определения индекса цен и уровня инфляции и порядок расчета их влияния на показатели динамики построенных рядов показателей.

3.3. Оценка выполнения планов объемов выпуска продукции по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала. Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться способами наименьшего процента, среднего процента, по удельному весу изделий. В дополнение для оценки влияния спроса, рыночных цен и других факторов необходимо сопоставить результаты анализа выпуска готовой продукции с результатами анализа объема продаж.

3.4. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программыпроводится методами прямого счета по всем изделиям и средних цен. Изменение структуры продукции оказывает влияние на себестоимость продукции, показатели рентабельности.

3.5. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочностипозволяет провести оценку степени финансовой прочности организации и расчет планового объема производства.

4. Анализ выполнения плана по объему выпуска и продаж продукции проводится на основе балансовой модели. Анализ факторов изменения проводится способом сравнения. В завершение необходимо провести анализ договорных обязательств по поставкам продукции в ассортиментном разрезе, по видам договоров и срокам поставки.

5. Оценка технического уровня продукции проводится путем сравнения с технико-экономическими характеристиками аналогичных видов продукции.

Для оценки качества продукции применяется комплекс показателей:

· единичные показатели качества, характеризующие эксплуатационные свойства каждого изделия (полезность, надежность, технологичность и т.д.);

· обобщающие показатели качества, характеризующие удельный вес объема новой продукции в общем объеме произведенной продукции (сертифицированной, экспортируемой и т.д.);

· косвенные показатели качества, характеризующие удельный вес рекламной, забракованной и т.д. в общем объеме продукции.

Оценка качества проводится путем сравнения фактических данных с данными предыдущих периодов, плановыми или аналогичными данными организаций-конкурентов.

Для расчета влияния качества продукции на объемы производства и продаж продукции используются те же способы, что и при анализе структуры выпуска и продаж продукции.

6. Резервы роста объемов производства и продаж рассматриваются по каждому виду ресурсов: основным производственным фондам, материальным ресурсам и трудовым ресурсам. Для количественной оценки применяются методы детерминированного факторного анализа.

7. Выручка от продаж — основной финансовый ресурс, используемый для осуществления уставной деятельности организации.

Исследование динамики продаж проводится теми же методами, что и исследование динамики любой другой экономической величины.

При исследовании динамического ряда его изображают в виде определенной математической модели. Формы математической модели могут быть разными:

· простые — аддитивная, мультипликативная, кратная, смешанная;

· сложные — кривые роста, адаптивные, авторегрессионые и т.п.

Оценка и прогнозирование выручки от продаж проводятся по следующим направлениям:

· анализ динамики выручки от продаж;

· анализ сезонной и случайной составляющих выручки от продаж.

Для изучения тренда наиболее часто используют методы укрупненных интервалов, сглаживания скользящей средней, нахождения регрессионных зависимостей, использования математических фильтров и т.д.

Анализ сезонных и случайных колебаний выручки от продаж направлен на выявление конфигурации сезонной волны, измерение сезонных и случайных колебаний, определение влияния сезонной и случайной составляющих в перспективе. Для проведения этого вида анализа наиболее часто используют метод простой средней, метод относительных чисел (величин), метод скользящей средней и метод аналитического выравнивания.

Результаты анализа выручки от продаж позволяют с более высокой точностью прогнозировать объем производства и продаж.

Рекомендуемая литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: