Источники, формы права, виды нормативных актов в Российской Федерации

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы.

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, т.е. абстракция, не существующая сама по себе.

Для того чтобы правило поведения, установленное государственным органом, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме.

Форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

- согласно первой, названные понятия являются тождественными;

- согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» - это как бы корень, из которого растет дерево, называемое правом.

Источником права являются:

- объективная реальность, т.е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т.п.),

- воля народа (в основе референдумных норм),

- воля государства (в основе законодательных норм),

- воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

В литературе выделяют четыре основных формы права.

I. Правовой обычай (обычное право) – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

Правовой обычай (обычное право) – хронологически первая форма права, которая господствовала в Древнем мире и в эпоху феодализма. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай становится нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права, формой права.

Правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной). В российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах.

Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то его можно признать правовым.

II. Юридический (судебный) прецедент (от лат. praecedens –предшествующий)– это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Это более распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в странах, в которых получило развитие, так называемое англо-саксонское, или общее, право: Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет.

Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции.

III. Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличать нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера.

Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ).

Участники, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения – новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

IV. Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права (Германии, Франции, Италии, России и т.п.).

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты:

- вид нормативного акта,

- его наименование,

- орган, его принявший,

- дату, место принятия акта,

- номер.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ними большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т.е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными.

Этого возможно при условии, если они будут не плодом фантазии, а будут отражать объективную реальность.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами.

Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Виды нормативных актов.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные акты.

Это основное деление нормативных актов в российском праве.

Используется также термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства в рамках той или иной отрасли права (например, трудовое, семейное законодательство и т.д.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

- по предмету правового регулирования (административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по характеру (материальные и процессуальные);

- по сроку действия (постоянные законы и временные);

- по сферам действия (общефедеральные и региональные);

- по степени систематизации (обычные и кодифицированные – НК РФ, УК РФ, ГК РФ и т.п.);

- по содержанию (экономические, бюджетно-налоговые, социальные, политические и т.д.);

- по юридической силе (конституционные и текущие) и иные законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов.

Законы – это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Среди законов выделяют конституционные и текущие (обычные).

Конституционные законы – это сами конституции и законы, которыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией.

Например, Закон о выборах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др. Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию.

Конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ.

Все иные законы – текущие законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

Например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.

Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законовкодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты.

Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права.

Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе – самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.

В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы, которая излагается в особенной части, т.е. для любого отношения, регулируемого кодексом.

Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части излагаются конкретные деяния и наказания за них.

Законодательный процесс. В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом.

Такой поэтапный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий.

1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть.

Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Государственные органы, общественные организации, отдельные граждане, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить свои предложения только через субъекты, которые этим правом обладают.

2. Подготовка законопроектов. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу).

Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе.

3. Обсуждение законопроекта происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на рассмотрение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждаются лишь основные положения законопроекта.

Во втором чтении в законопроект депутаты вносят поправки.

Третье чтение заключается только в голосовании.

4. Принятие закона осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное.

Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных – двух третей от общего числа депутатов.

Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрения не последовало, то закон считается принятым.

В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Эта стадия – необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требовать его соблюдения.

Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них, но они имеют большое значение в жизни общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы и распоряжения Президента РФ.

Они обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее место после законов.

Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка.

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в законодательстве.

Распоряжения – это вторые по значимости (после указов) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам.

Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях.

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения в Российской Федерации.

Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ.

3. Приказа, инструкции, положения министерств.

Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур Самарской областной думы, Астраханского областного Представительного собрания и т.п.).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.

Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные (корпоративные) нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Таким образом, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: