Система права

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

Рассмотрим элементы системы права.

Норма права – первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, тогда как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

Например, отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право и т. п.

Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений.

Подотрасль регулирует отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Так, в уголовном праве имеются институты преступлений против:

- жизни;

- здоровья;

- достоинства личности;

- институт преступлений против собственности;

- институт должностных преступлений и др.

В трудовом праве можно увидеть институты:

- коллективного договора;

- трудового договора;

- дисциплины труда;

- материальной ответственности;

- охраны труда и др.

Правовой институт отличается от отрасли права тем, что регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь один конкретный вид, тип отношений.

Например, в гражданском праве можно выделить институт права собственности, в государственном праве институт гражданства и т.д.

Субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений.

Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут, но можно привести пример, когда таковых несколько.

Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинститутыпреступлений:

- против жизни (его составляют различные виды убийств),

- против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и

- преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В любой системе права выделяется своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает Конституционное право России.

Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят:

- конституционное право (это и основа, и одновременно профилирующая отрасль);

- административное право;

- гражданское право;

- уголовное право.

Таким профилирующим отраслям как уголовное и гражданское сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли.

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

К таким отраслям права относятся:

- трудовое право;

- семейное право;

- уголовно исполнительное право;

- финансовое право;

- право социального обеспечения;

- земельное право;

- экологическое право.

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты, субинституты не является единственным. Так, в системе права выделяются два блока: процессуальное право и материальное право.

Соответственно нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей.

Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые, как, например, финансовое и уголовно-исполнительное право, представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм.

В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Здесь следует заметить, что не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права.

В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы.

Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право – частных лиц с государством, либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования.

Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Для деления системы права на отрасли и институты используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то методкак регулирует. Если предмет является материальным критерием, то методформальным.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

Становится, очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно, поэтому в науке существует и второй критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.

Основные характеристики метода правового регулирования включают:

- основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

- способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

- характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют следующие методы правового регулирования:

- императивный,

- диспозитивный,

- поощрительный,

- рекомендательный.

Императивный метод правового регулирования характеризуется:

- неравноправием сторон,

- отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения.

Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания.

К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно- процессуальное и некоторые другие отрасли права.

Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение.

Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны.

Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Иными словами, можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными.

В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется:

- равноправием сторон и

- предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению.

Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом.

Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения.

Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение влечет применение мер государственного принуждения.

Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства.

Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка.

Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права.

Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм – поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения.

Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом.

Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания.

Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат поощрительные нормы.

Рекомендательный метод – метод совета: поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом.

Рекомендательный метод предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: