Пояснительная записка. по дисциплине «Специальная психология»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Специальная психология»

для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»

профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»

профиль «Специальная психология»

профиль «Логопедия»

профиль «Олигофренопедагогика»

по циклу Б 3 – профессиональный цикл

базовая (общепрофессиональная) часть (Б.3. Б.04).

Очная форма обучения Курс – 2 Семестр – 3 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа – 72 Экзамен – 3 семестр Заочная форма обучения Курс – 1, 2 Семестр – 3, 4 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 4 практические занятия – 8 самостоятельная работа – 132 Экзамен – 4 семестр

Екатеринбург 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине «Специальная психология»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 67 с.

Составитель: Нугаева О.Г., профессор, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от 01.09.2011г. № 1. Зав. кафедрой О.Л. Алексеев

Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Специальная психология является одним из разделов психологической науки, изучающим психологические аспекты обучения, воспитания, адаптации, социализации и реабилитации детей и подростков, имеющих врожденные или приобретенные дефекты сенсорной, интеллектуальной, физической, эмоциональной сферы.

Целью дисциплины «Специальная психология» являются изучение психофизиологических особенностей развития детей с физическими и психическими недостатками и формирование профессиональных умений использования приобретенных знаний в практике оказания всех видов психологической помощи.

Задачи:

Ø Дать понятие о предмете, структуре и месте специальной психологии в системе психологических наук и человекознании в целом.

Ø Ознакомить студентов с терминологическим и понятийным аппаратом специальной психологии и сформировать умение грамотного и адекватного употребления его.

Ø Раскрыть психологическую сущность общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей.

Ø Ознакомить со специфическими закономерностями развития аномальных детей с опорой на общепсихологические, психофизиологические и клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития.

Ø Сформировать представление о сложной структуре дефекта (первичных и вторичных отклонениях) и обусловленности ее биологическими и социальными факторами.

Ø Дать понятие об этиопатогенезе как основе методологического, теоретического и прикладного аспектов профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами.

Ø Провести теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения, методов организации системы комплексных психолого-педагогических служб.

Ø Создать условия к осознанию студентами собственного отношения к аномальным лицам и своих профессиональных возможностей в психологическом обеспечении им эффективной интеграции в общекультурное и образовательное пространство.

Ø Сформировать навыки самостоятельной работы с теоретическими источниками.

Ø Пробудить у студентов профессиональный интерес к психологии и самообразованию.

1.2. Место дисциплины в структуре ПрОП

Дисциплина «Специальная психология» относится к блоку психолого-педагогических дисциплин базовой части профессионального цикла ООП (Б.3.Б.04).

Базируется на знания, умения и навыки, полученные в рамках дисциплин «Психология», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла, обеспечивающих усвоение предметного содержания профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики (педагогической), подготовки к итоговой государственной аттестации.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- закономерности психического развития;

- содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида;

Уметь:

- применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;

- использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;

- проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования;

Владеть:

- навыками межличностных отношений;

- дистанционными технологиями в специальном образовании;

- основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

2. Учебно-тематическое планирование

2.1.Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятоятельная работа
Всего Лекции Практические
Раздел I Теоретико-методологические основы специальной психологии          
Тема 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.          
Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза.     -    
Тема 3. Общее понятие о видах нарушений психического развития.          
Тема 4. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.          
Тема 5. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.          
Раздел II Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении          
Тема 6. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии.          
Тема 7. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие.          
Тема 8. Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения.          
Тема 9. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии.          
Раздел III Организация психолого-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии          
Тема 10. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родители.          
Тема 11. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб.          
Тема 12. Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.          
Итого          

2.2.Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоят. работа
Всего Лекции Практич.
Раздел I Теоретико-методологические основы специальной психологии          
Тема 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.       -  
Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза.     -    
Тема 3. Общее понятие о видах нарушений психического развития.       -  
Тема 4. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.   - - -  
Тема 5. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.   - - -  
Раздел II Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении          
Тема 6. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии.   - - -  
Тема 7. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие.     -    
Тема 8. Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения.     -    
Тема 9. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии.     -    
Раздел III Организация психолого-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии          
           
Тема 10. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родители.   - - -  
Тема 11. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб.   - - -  
Тема 12. Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.   - - -  
Итого          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: