Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов

Основное положение, к которому приводит нас исследование, заключается в том, что образование понятия или приобретение словом значения является результатом сложной активной деятельности (оперирование словом или знаком), в которой участвуют все основные интеллектуальные функции в своеобразном сочетании. Оно доказывает, что образование понятий является особым, своеобразным способом мышления и что ближайшим фактором, определяющим развитие этого нового способа мышления, является функциональное употребление знака или слова в качестве средства, с помощью которого подросток подчиняет своей власти свои собственные психологические операции, с помощью которого он овладевает течением собственных психологических процессов и направляет их деятельность на разрешение стоящей перед ним задачи.

Наше исследование показывает, что в основном путь, приводящий к развитию понятий, складывается из трех основных ступеней, из которых каждая снова распадается на несколько отдельных этапов или фаз.

1) Синкрет – первая фаза формирования понятия, обобщения так такого нет или его сложно понять

Первой ступенью в образовании понятия является образование неоформленного и неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов, объединяемой без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими ее частями. Значением слова на этой стадии развития является неопределенное до конца, неоформленное синкретическое сцепление отдельных предметов, так или иначе связавшихся друг с другом в представлении и восприятии ребенка в один слитный образ. В образовании этого образа решающую роль играет синкретизм детского восприятия или действия, поэтому этот образ крайне неустойчив.

2) Комплекс - на этом этапе обобщение признаков не является постоянным.

Вторая большая ступень в развитии понятий охватывает много разнообразных в функциональном, структурном и генетическом отношениях типов одного и того же по своей природе способа мышления. Мы не могли бы лучше обозначить своеобразие этого способа мышления, как назвав его мышлением в комплексах. Это значит, что обобщения, создаваемые с помощью этого способа мышления, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов или вещей, объединенных уже не на основании только субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но на основе объективных связей, действительно существующие между этими предметами.

3) Предпонятие – на этой стадии ребенок быстро находить признаки обобщения, но сказать какие именно не может.

Последняя форма, с одной стороны, освещает нам все пройденные уже ребенком ступени комплексного мышления, а с другой — служит переходным мостом к новой и высшей ступени — к образованию понятий.

Мы называем этот тип комплекса «псевдопонятием» на том основании, что перед нами комплексное объединение ряда конкретных предметов, которые фенотипически, т.е. по своему внешнему виду, по совокупности внешних особенностей, совершенно совпадают с понятием, но по своей генетической природе, по условиям своего возникновения и развития, по каузально-динамическим связям, лежащим в его основе, отнюдь не являются понятием. С внешней стороны перед нами понятие, с внутренней стороны — комплекс.

Например, ребенок к заданному образцу - желтому треугольнику - подбирает все имеющиеся в экспериментальном материале треугольники. В основе этого обобщения могло бы лежать понятие или идея треугольника. Но на деле, как показывает исследование, как вскрывает экспериментальный анализ, ребенок объединил предметы на основе их конкретных фактических наглядных связей.

9. Понятие и методы его исследования. Стратегии формирования искусственных понятий (Дж. Брунер).

Разделяют понятия на естественные (сложившиеся в ходе исторического развития) и искусственные (создаваемые в эксперименте).

Синтетически-генетический метод Аха (1921)

Описание эксперимента.

48 геометрических фигур: красные (12), синие (12), жёлтые (12) и зелёные (12). Три формы фигуры: пирамида, куб, цилиндр.

Деление фигур каждого цвета на 6 больших и шесть маленьких. Деление всех фигур по принципу «легкий/тяжёлый».

Большие тяжелые – «гацун».

Большие лёгкие – «рас».

Маленькие тяжёлые – «таро».

Маленькие легкие – «фал».

Фигуры расстелены по рядам: у каждого понятия свой ряд (горизонтальный ряд).

Во время эксперимента ребёнок поднимает фигуры и называет их теми понятиями, которые на них написаны.

Случайный порядок фигур. Надписей не видно. Ребёнка просят убрать фигуры, которые раньше назывались «гацун». Потом просят объяснить, почему он убирал конкретные фигуры. То де самое с остальными понятиями.

Ребёнка просят отвечать на вопросы: «Чем «гацун» отличается от «таро»? Ребёнок отличает, не видя фигур. Потом просят составить фразу с этими понятиями.

Опыты Н. Аха показали, что процесс образования понятий носит всегда продуктивный, а не репродуктивный характер, что понятие возникает и образуется в процессе сложной операции, направленной на решение какой-либо задачи, а не просто под влиянием внешних условий или посредством механического установления связи между словом и предметам. Но задача (цель) есть и у ребенка, а понятий не возникает. Наличие цели является необходимым, но недостаточным моментом для образования понятий. Выготский полагал, что основная проблема связана с поиском средств для образования понятий. Интересна роль словесных знаков, которые организуют реакции испытуемых, направленные на предметные стимулы, как на материал. У Аха экспериментальные слова даны сначала и неизменны в течение опыта, способ их применения предусмотрен в инструкции. Выготский же считал, что слова не выступают в роли знаков с самого начала, они принципиально ни чем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются. Употребление слова развивается онтогенетически.

Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова.

Здесь сразу дана задача, а средства - не сразу.

Два ряда стимулов – объекты (на них направлена деятельность) и знаки (с помощью их организуется деятельность). Объекты - деревянные фигурки, различающиеся по цвету, форме, высоте; знаки - приклееные снизу к фигуркам их названия. Надо подобрать к данной фигурке такие, которые называются тем же словом. Предметный ряд дан целиком, а словесный вырастает.

Так было установлено, что путь развития понятий состоит из 4 стадий:

1. Синкреты. Предметы группируются без достаточного внутреннего родства, на основании субъективной связи, напр., на основании пространственной близости или другой чисто внешней связи (данной в восприятии). Ряд фигур представляет собой хаотический никак не структурированный набор.

2. Комплекс – ряд фигур подобранный к образцу, каждая из которых связана с другой по определенному объективному признаку.

Ядерный. Предъявлен эталон – центр будущего набора, объекты из поля подбираются к эталону по объективным признакам, однако признаки, объединяющие каждый объект с эталоном – различны.

Цепной. Эталон дает начало последовательности, в которой каждый новый объект подбирается к предыдущему по разным объективным признакам.

3. Предпонятие – объединение по одному признаку. Но возникает оно при употреблении слова, как средства произвольного направления внимания, абстрагирования, выделения отдельных признаков, их синтеза и символизации с помощью знака. Выделяемые признаки носят эмпирический, ситуативный характер.

4. Понятие. Обобщающий признак осознается. Отличие от комплексов, происходит выделение, абстрагирование, изоляция отдельных элементов и уменье рассматривать эти выделенные, отвлеченные элементы вне конкретной фактической связи, в которой они даны. Развитие расчленения, анализа и абстракции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: