double arrow

И развития их творчества 11 страница

Использование фланелеграфа или панно. Выкладывание форм – элементов той или иной росписи. Цель: стимулирование поисковой деятельности детей.

Художественное слово, музыка стимулируют эмоциональную сферу ребёнка. Использование авторских сказок способствует в интересной и доступной форме передать информации об истории и художественных особенностях промысла, семантическом значении элементов узора (Серия конспектов занятий по изобразительной деятельности «Уральская роспись» // Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Челябинск, 2006. – С. 151 - 174).

Просмотр фильмов, диафильмов, альбомов, открыток. Цель: формирование эмоционально-интеллектуального опыта.

Художественно-развивающие игры. Цель: закрепление знаний о видах искусства, специфике народного искусства, его выразительных средствах, стилевых особенностях («Изовикторина», «Третий лишний», «Найди узор по схеме», «Найди схему по узору», «Разрезные картинки» и т. п.).

– «Познавательные», «тематические», «творческие» минутки (О. Дронова).

Основная особенность методики обучения детей декоративному рисованию – проведение работы одновременно в двух направлениях (Н. П. Сакулина, Е. И. Васильева, О. О. Дронова, О. А. Соломенникова и др.):

– общевоспитательная работа, направленная на приобщение детей к народному искусству;

– специальное обучение детей декоративно-художественной деятельности на занятиях рисованием.

Тесная взаимосвязь выделенных направлений обусловлена единством целей и задач приобщения детей к народному творчеству.

Системообразующим началом работы с детьми по первому направлению является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у них действенных мотивов собственной художественно-декоративной деятельности и осмысленного её освоения.

Важным условием успешности проведения работы в этом направлении являются знания педагогом особенностей народного искусства, способность чувствовать его.

Начальный этап разработки цикла занятий, направленных на обучение детей способам создания узоров (второе направление), связан в первую очередь с отбором доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи; определением её колористических особенностей. Именно последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций) должна быть положена в основу усложнения программного содержания.

Кроме того, усложнение программного содержания предполагает:

· постоянное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности (мотив, целеполагание, комплекс действий: от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных);

· определение степени самостоятельности детей и творчества, что зависит от уровня их знаний и умений в восприятии и замысливании образа, применении изобразительных способов его воплощения.

В целом, развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства и декоративного рисования имеет этапный характер:

первый этап: накопление и систематизация знаний об особенностях декоративно-прикладного искусства, его назначении, выразительных средств;

второй этап: формирование представлений об орнаменте, его назначении, выразительных возможностях;

третий этап: овладение обобщёнными способами действий в декоративном рисовании на основе понимания принципов составления узоров, украшения орнаментом предметов и их изображений (Халезова Н., Дронова О. О путях повышения выразительности в рисунках дошкольников // Дошк. восп., 1987, № 9. С. 23 - 27).

Занятия по приобщению детей к народному искусству могут облекаться в разные формы:

– экскурсии на соответствующее производство (художественный цех, мастерская и т. п.) (идеальный вариант); — выставки изделий народных мастеров, организованную в стенах дошкольного учреждения, городских художественных галерей.

Цель экскурсий: эмоциональное (активизация детских чувств) и когнитивное развитие детей (сообщение им знаний об ассортименте изделий, их функциональном назначении, художественных особенностях: элементы, колорит, композиция; технологический процесс изготовления).

Основное условие организации экскурсии: — посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определённым объёмом информации, концентрическим характером «наращивания» знаний);

– занятия – сказки (занятия – фантазии; занятия – игры, занятия – путешествия (по времени, пространству)).

Типы занятий декоративным рисованием (Е. И.Васильева):

– с одним образцом для его повторения детьми в своей деятельности. Цель: передача способа изображения;

– с несколькими примерными (вариативными) образцами. Цель: упражнение детей в применении знакомых способов изображения, развитие их самостоятельности и инициативы;

– по собственному замыслу детей. Цель: развитие способности к поисковой деятельности в процессе творческого решения изобразительной задачи.

Таким образом, в основу системы занятий должна быть положена последовательность формирования обобщённых, гибких, вариативных знаний и умений.

Кроме занятий могут использоваться и другие формы: развлечения, досуги, вернисажи, «Поле Чудес», викторины и т. п. (Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005).

Тема 3.6. Развитие детского изобразительного творчества в художественном труде

Художественный ручной труд есть труд ребёнка с различными материалами с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребёнок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях в детском саду.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Виды художественного труда

1. Работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).

2. Работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объёмных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растений; оформление живого уголка).

3. Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объёмных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат).

4. Работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).

5. Работа с глиной (создание декоративных украшении, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды).

6. Работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной плёнки, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров из синтетического лоскута и меха).

Правильно организованный ручной труд даёт детям знания о качестве и возможностях различных материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

При организации художественного ручного труда в детском саду ставятся следующие задачи:

— научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда;

— привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т. д.).

Для художественного труда дошкольников характерны два основных этапа: овладение техническими навыками работы с материалами и инструментами (плетение, ткачество и т. д.) и умение исполнить художественный замысел при изготовлении полезного предмета и довести работу до конца. При этом дети должны достаточно чётко представить себе сам предмет (формы, пропорции, расцветку) и его функции – назначение в быту.

Критерии оценки качества изделий детского ручного труда

— функциональность изделия, т. е. возможность его практического применения;

— соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;

— использование национальных мотивов;

— выразительность, образность, декоративность изделия;

— мастерство, аккуратность и техничность исполнения образца.

Формы организации художественного труда:

— занятия (по лепке, аппликации, декоративному рисованию);

— совместная деятельность педагога и детей;

— самостоятельная художественная деятельность;

— кружковая работа.

Основные методы и приёмы: беседы, просмотр фильмов о народных промыслах; наблюдение, творческие задания; показ, использование технологических карт и т. п.

Занятия художественным трудом могут быть организованы:

— в специальном помещении (если позволяет площадь);

— на участке (на веранде, в беседках, под теневым навесом);

— в группе (зоне изобразительного искусства).

Тема 3.7. Развитие творческих способностей ребёнка к изобразительной деятельности

Способности – психологические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности (В. С. Кузин).

Теплов Б. М.:

«…– во-первых, под способностями понимаются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

– во – вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…;

– в – третьих, понятие «способности» не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» ( ).

С. Л. Рубинштейн: «…с одной стороны, освоение знаний, умений и пр. предполагает наличие определённых способностей, а с другой, - само формирование способностей к определённой деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д.».

Способности – понятие динамическое. Они существуют в развитии, которое осуществляется только в деятельности. Вне деятельности они не существуют. Поэтому деятельность – это важное условие пробуждения и развития природного потенциала (задатков).

Задатки являются биологическим фактором, влияющим на развитие способностей. Это анатомо–психофизиологические особенности человека.

В качестве задатков могут выступать:

– типологические свойства нервной системы;

– соотношение I и II сигнальных систем;

– индивидуальные особенности строения анализаторов.

Значение задатков (В. А. Крутецкий):

– значительно облегчают развитие способностей;

– ускоряют темп продвижения в их развитии;

– определяют высоту достижений;

– обусловливают раннее проявление способностей.

Следовательно, задатки в принципе определяют возможные направления в развитии способностей. Сами же способности – всегда результат развития. Б. М. Теплов: способности «не только проявляются, они создаются в этой деятельности».

Виды способностей:

– общие (проявляются во всех видах деятельности);

– специальные (необходимы для качественного выполнения конкретной деятельности);

– духовные (способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, соотнесению себя с миром, другими людьми) (В. И. Шадриков).

Вопрос о структуре способностей к изобразительной деятельности разрабатывали психологи Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалёв, В. И. Киреенко, В. С. Кузин и др.

       
 
 
   



На основе анализа исследований по проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей, проводимых в 60 – 70 г. г. XX в. и по настоящее время (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова, В. И. Езикеева и др.). Г. Г. Григорьева уточнила структуру способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Способности к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (по Г. Г. Григорьевой)


Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения детей деятельности.

В практике обучения детей изобразительной деятельности в плане развития способностей есть типичные ошибки:

· программное содержание и методика работы с детьми носят узкодидактический характер, так как в основном они ориентированы на формирование изобразительных умений и навыков;

· организованное восприятие (обследование) нередко проводится формально или заменяется показом образца работы, то есть не решаются задачи развития у детей наблюдательности, творческого нестандартного видения окружающего мира;

· не развивается способность к замысливанию образа, а значит, не развивается воображение;

· на занятиях не создаются условия для возникновения соответствующих чувств;

· не формируются способности к переносу знаний, умений в новые условиях и др.

В развитии способностей к изобразительной деятельности в дошкольный период детства выделено два основных этапа: доизобразительный и изобразительный (Е. А. Флёрина).

Доизобразительный этап (1 – 3 г.) включает два периода: «штриховой» и «каракуль» (В. М. Бехтерев).

С 1 г. до 1,5 лет при наличии доступного, яркого, прочного материала (фломастеры, цветные шариковые ручки), свободы действий ребёнок проявляет интерес к нему. Основной способ действия с материалом неспецифический (Д. Б. Эльконин), т. к. этот способ подчиняется физическим свойствам предмета. Ребёнок стучит им, катает, бросает, рвёт бумагу и пр. Таким образом, деятельность этого периода носит предметный, манипулятивный характер, что способствует развитию ориентировочной основы изобразительного действия. Основной мотив действий – подражание взрослым.

Важно дать ребёнку возможность опробовать материал так, как он хочет, удовлетворить его желания (исключая действия, опасные для здоровья), постепенно подключая совместные действия.

Неожиданно заметив след от карандаша на бумаге, ребёнок изменяет к нему отношение. У малыша появляется представление о свойстве материала и цели действия с ним. Мотивом его дальнейших действий будет стремление получить новый след.

В «штриховой» период (1,5 – 2 г.) движения руки ребёнка организует ритм. Однородные движения повторяются многократно. Но они «подчиняются» руке, а не глазу. Зрение только сопровождает движение.

Неотрывное повторение однородных движений приводит к получению пятна на фоне листа. Это служит показателем начала периода каракуль. Важным достижением ребёнка в этот период является неожиданное «открытие»: в штрихах, линиях, точках и пятнах он увидел образ (машину, зайчика). Это так называемый ассоциативный образ (замысел).

В процессе и в результате совместного со взрослым «чтения» каракуль, их обыгрывания у ребёнка появляется желание (мотив) повторить изображение (2 – 3 г.) («Ещё нарисую…»), что свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности, то есть «доизобразительный период» заканчивается.

Таким образом, доизобразительный этап развития изобразительных способностей характеризуется рядом важных моментов:

– ярко выраженный интерес ребёнка к изобразительному материалу и познавательные действия с ним;

– его интерес к действиям взрослых с материалом, подражание им, основанное на потребности общения с ними, на интересе к действиям с материалом;

– интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа (замысла);

– появление первых замыслов, принятие ребёнком самостоятельного решения что – то нарисовать.

Проявляются и развиваются все психические процессы: восприятие, память, воображение, мышление, чувства. Идёт процесс первоначального освоения орудийных действий. Закладываются основы их зрительно-двигательной координации. В контексте общего психического идёт и личностное развитие ребёнка.

К трём годам ребёнок:

– проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказать взрослым о своих интересах в рисунке;

– видит образ в рисунке, лепке; рассказывает, что рисует, лепит; обыгрывает изображение; радуется результату; делится своей радостью;

– знает, где лежит материал;

– умеет пользоваться изобразительным материалом;

– выполняет доступные изобразительные действия (рисует линии, штрихи, пятна; охотно и смело лепит);

– начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

На изобразительном этапе развития изобразительных способностей (3 – 7 лет) ведущим мотивом деятельности является потребность пережить значимые для него стороны жизни, потребность ещё раз вернуться к тем явлениям, предметам, событиям, которые удивили, поразили, заинтересовали ребёнка в его обычной жизни.

К концу дошкольного возраста у него появляется (при определённых условиях) стремление (мотив) быть понятым и принятым зрителями, вызвать у них адекватные мысли и чувства.

Другим специфическим мотивом изобразительной деятельности может быть интерес к ней самой (удовольствие от результата, от процесса создания). Очень важен и мотив творчества, появление «вкуса» к открытиям, находкам. Все эти мотивы детской изобразительной деятельности могут иметь место, находясь в стадии развития.

В начале изобразительного этапа деятельность нередко носит процессуальный характер, так как тенденция выразительная превалирует над изобразительной в силу того, что изобразительные действия дошкольника не успевают за быстро развивающимся замыслом. Постепенно формирующиеся специфические мотивы изодеятельности стимулируют внимание ребёнка к её продуктивной стороне.

На основе действенных мотивов ребёнок учится ставить цель деятельности, удерживать её и получать желаемый результат. Неустойчивый замысел малыша в старшем дошкольном возрасте становится более устойчивым. На этом возрастном этапе ребёнок способен целенаправленно реализовать замысел «вынашивая» его, в основном, под воздействием взрослых, часто возвращаться к одной и той же теме.

Замыслы старших дошкольников отличаются богатством, разнообразием, оригинальностью содержания. На развитие содержания замыслов, по данным В. С. Мухиной, влияют такие факторы, как пол, ценностные ориентации национальной культуры, семьи и социального устройства общества, территориальное проживание ребёнка, степень его ориентации на реальную и воображаемую действительность.

Основные причины однообразного, бедного содержания замыслов детей – невнимание взрослых к развитию индивидуальности, творческих качеств личности (самостоятельности, инициативы, активности), способности к творчеству.

Важное значение в развитии содержания замыслов, целенаправленности имеет овладение изобразительными действиями, предполагающее освоение детьми комплекса умений, навыков, знаний (основных форм, цвета, пропорциональных отношений, особенностей строения и пр.), знаний способов изображения и умение их применять в разных видах изодеятельности и в зависимости от содержания изображения; знаний техники изображения.

В пределах дошкольного возраста изобразительные действия становятся более:

– точными, уверенными, смелыми;

– разнообразными;

– самостоятельными и обобщёнными;

– творческими.

В условиях постепенного осознания детьми того, что работа предназначена для других, формируются действия контроля и оценки. Способность чувствовать выразительность, своеобразие, неповторимость, оригинальность образов – это один из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки. К старшему дошкольному возрасту данные действия должны выполняться ребёнком в основном самостоятельно.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребёнок становится более свободным и самостоятельным в выражении своей позиции по отношению к миру людей, вещей через совершенствование операционно–технической и исполнительской сторон изобразительной деятельности. Ребёнок в настоящем творческом процессе – это субъект действия, в процессе которого он вступает в специфической форме во взаимодействие с окружающим миром и миром людей.

Тема 3.8. Преемственность в развитии творчества у дошкольников


Сейчас читают про: