double arrow

Память как ассоциация представлений. Классические закономерности памяти

Память-связь между элементами, ощущениями, образами…à ассоциация представлений.

Понятие ассоциация ввел Аристотель. 4 вида:

1. По сходству

2. По контрасту

3. В пространстве

4. Во времени

Эббингауз-первый провел исследования памяти (сам на себе).

Взял бессмысленные слогиà процедура заучивания. Предвосхищение-смотрел слоги. Потом закрывал, пытался вспомнить. После заучивания проверял забывание.

Универсальные законы памяти, открытые Эббингаузом.

1. Закон общего времени. Какова зависимость между временем, затраченным на заучивание материала, и эффективностью запоминания. à проблема наращивания повторений при заучивании, низкая эффективность имплицитного научения.

2. Закон Йоста (закон накопления и распределения повторений). При фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные. (Испытуемые получали 12 слогов, которые могли повторить 24 раза (фиксированное общее количество повторений). Причем они могли делать или по восемь повторов за три дня, или по четыре повтора за шесть дней, или по два повтора за 12 дней. Последняя стратегия давала максимальный эффект).

3. Позиционный эффект (эффект края). При заучивании расположенных в ряд элементов хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Эксперимент проводился методом антиципации. Методическая процедура такого рода предполагает предъявление ряда элементов с последующим требованием воспроизвести элементы в том же порядке, в каком они предъявлялись. Если испытуемый ошибается, то его поправляют, после чего он старается продолжить ряд.

4. Эффект фон Рестроф. Независим от характера материала. Если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти

разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Х. фон Рестроф предлагала испытуемым запомнить ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, буквы, цвета и т.д.). Допустим, ряд состоял из четырех пар слогов, одной пары фигyр, одной пары чисел,

одной пары букв и одной пары цветов. После трех предъявлений проверялся уровень запоминания. Оказалось, что для однородных пар (слоги) этот показатель составлял 33 %, а для разнородных (фигуры, числа, буквы, цвета) ­ 74 %. Если еще более усилить фактор однородности ­ разнородности, величина эффекта возрастет. Например, при предъявлении ряда, состоящего из одной цифры и девяти слогов, цифра воспроизводится с вероятностью 70 %, а слоги всего лишь 22 %.

Интересно, что эффект фон Ресторф снимается, если все элементы ряда разнородны.

33. Репродуктивное и конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания.

Из лекции:

Конструктивное припоминание (Бартлетт).
Память-рассказ.
Память как коллективная функция и реминисценция (Жане).


Бартлетт критиковал Эббингауза за использование бессмысленного материала. Квазиэкспериментальная процедура. 1) Художественное полотно. 2) Текст с инокультурными подробностями «Война духов».

Затем они фиксируются и интерпретируются.
Бартлетт первый ввел понятие «схема».
Пересказывая рассказ, испытуемые вычленяли последовательность действий и в угоду этому добавляли детали, отбрасывая ненужные. В итоге текст изменялся под воздействием схемы.
П Жане.
Описал два разных вида памяти двумя свойствами:
1) социальная (коллективная) – обслуживает взаимодействие между людьми (часовой должен сохранить и донести информацию о неприятеле).
2) реминисценция – индивидуальная форма памяти, не направлена на взаимодействие, носит принудительный характер, действия автоматические.

Из литературы:

Ф.Ч. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни. Память – активный конструктивный процесс. Основным объектом внимания были культурные факторы, определяющие форму и характер психических процессов.

Бартлетт создал методики повторной и сериальной репродукции.

В первом случае испытуемый воспринимал вербальный или визуальный материал, а затем, через пятнадцатиминутную 'паузу, воспроизводил то, что запомнил. Результат фиксировался. Потом вновь делалась пауза и воспроизведение, процедура повторялась

до 20 раз. Методика сериальной репродукции подразумевала участие нескольких испытуемых. Экспериментальная процедура напоминала игру «Испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитывали рассказ, а потом он пересказывал увиденное или услышанное второму, второй третьему и т.д.

Бартлетт считал, что результаты применения обеих методик вполне сопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психики человека.

Методики были призваны сделать видимым процесс «окультуривания» материала при повторяющихся воспоминаниях. Задача исследователя заключалась в том, чтобы

проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при многократном повторении, т. е. при постепенном введении его в коммуникационный контекст европейцев. Испытуемыми были студенты Кембриджа.

Так как Бартлетт в молодости принимал участие в этнографических экспедициях, он использовал материал, собранный в тех странах, где ему довелось побывать, например конголезские сказки.

Обобщая зафиксированные трансформации, Ф. Ч. Бартлетт пришел к выводу, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, схематизированным (т.е. подходящим к тому, что автор обозначил термином «схема»). Другими словами, происходит приведение материала в соответствие с бытующими в культуре «правилами» существования знания.

Схема, по Бартлетту, ­ это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте как индивидуума, так и культуры в целом.

Схемы пронизывают весь опыт человека и организуют обработку информации в совершенно различных сферах. Можно говорить о схемах восприятия, лингвистических схемах, логических схемах, схемах социального взаимодействия, схемах, связанных с нашими личными целями и ценностями. Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека, и преобразуется в соответствии с ними.

В.Я. Ляудис ввела классификацию воспоминаний по основанию качества и преобладанию репродуктивного либо продуктивного аспекта:

· неполное неточное воспроизведение (низкие показатели, как репродуктивности, так и продуктивности);

· полная точная репродукция;

· реконструктивное воспроизведение, связанное с вариативным использованием материала.

Признание существенной роли конструктивной составляющей в работе памяти приводит к выводу о высокой гибкости и пластичности воспоминаний.

Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктивный) аспект. Преобладание того или иного аспекта диктуется:

· направленностью деятельности субъекта (какова цель ­ запомнить точно или уловить суть);

· особенностями запоминаемого материала (стихотворение будет воспроизводиться репродуктивно, а прочитанный роман продуктивно);

· экспериментальными процедурами, к которым прибегает исследователь.

П. Жане.
«Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное ­ действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения».

Согласно П. Жане, в социальном взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти. Он приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удален от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв ­ бежать в лес или немедленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя его в акт памяти в форме рассказа.

«Итак, часовому хочется позвать на помощь, но он останавливает это желание... он бежит по направлению к лагерю... И как только он подходит к вождю, он указывает в определенном направлении, говоря: "Враги там. Идти нужно туда". Странное поведение! Он находится среди друзей, врагов больше нет. Своим поведением часовой отвечает на вопрос вождя: "Почему ты вернулся? Что происходит?"

«Вот элементарное поведение, которое я называю памятью» (Жане).

Такое поведение характеризуется некоторыми особенностями.
Память - это акт социальный;

Память-рассказ.

Рассказ — это действие с определенной целью заставить отсутствующих сделать то, что они сделали бы, если бы были присутствующими. Память — это усложнение приказа; при помощи памяти пытаются объединить людей, несмотря на трудности и, несмотря на отсутствие; это хитрость, для того, чтобы заставить работать отсутствующих.

Истинно человеческая память оказывается порожденной взаимодействием людей и преобразованной речью, представляя собой, по словам П. Жане, «производную форму речи».

Вторая форма памяти.

Реминисценция - это точное, автоматическое повторение действий, которые совершались в прошлом. Мы все сталкиваемся с подобными повторениями. Когда мы встаем утром и умываемся, мы повторяем одно за другим, во всех деталях, действия, совершаемые нами в течение многих десятилетий. Мы — автоматы для повторения. И то же самое происходит, когда мы едим, одеваемся. Привычки, тенденции к воспроизведению — все это формы автоматического повторения действий. Все это принадлежит к глубокому и примитивному механизму.

Жане исследовал девушку с ярко выраженным патогенным прошлым: отец-алкоголик, умерший от белой горячки и мать, больная туберкулезом, страдавшая фобиями и навязчивыми идеями. Мать умерла в начале наблюдения, ее смерть вызвала расстройства у девушки, которые описал П. Жане.

Дочь ухаживала за больной матерью, обеспечивала себя и родителей. В результате, она не ложилась спать в течение шестидесяти суток.

Смерть матери наступила ночью, девушка никак не хотела понимать и принимать это. До утра пыталась оживить труп, а утром пошла к своей тетке, которой не сказала, что мать умерла. Тетка поняла, что произошло, только придя домой к этой девушке. Она попыталась привести все в порядок и стала готовить похороны. Девушка ничего не понимала в происходящем. Во время похорон она отказалась дальше идти и все время исступленно смеялась.

Прошло несколько недель. Девушка не приходила в себя, и тетке пришлось отвести ее в больницу. Больная была девушкой воспитанной, хорошо говорила и не обнаруживала никаких признаков психического расстройства. Когда с ней заговаривали о матери, она терялась и отвечала: "Если вы очень настаиваете, я скажу вам: "Моя мать умерла". Мне это повторяют целыми днями, и я это говорю сейчас, чтобы не было никаких разговоров и расспросов. Но если хотите знать мое мнение, то я не могу этому поверить. На это есть серьезные причины. Если бы моя мать действительно умерла, то это произошло бы где-то в ее комнате, в определенный день, я бы обязательно это увидела — ведь я не отходила от нее и прилежно за ней ухаживала. Если бы она умерла, ее бы похоронили, и, наконец, меня тоже повели бы на похороны. А похорон никаких не было. С чего же вы взяли, что она умерла?"

Наконец, следовало одно очень интересное, с психологической точки зрения, рассуждение... Она говорила: "Есть неопровержимое доказательство того, что моя мать не умерла: я любила мою мать, я ее обожала и никогда с ней не расставалась. Если бы она умерла, мне было бы очень грустно, я была бы в отчаянии, я чувствовала бы себя одинокой и покинутой. А я ведь ничего такого не чувствую; мне нисколько не грустно, я ее не оплакиваю. Значит, она не умерла".

Отдых, тщательный уход и беседы с больной привели к благополучному исходу. Через шесть месяцев Ирен вспомнила о смерти своей матери. "Не напоминайте мне об этих ужасных событиях. Это произошло одной ужасной ночью в нашей квартире, такого-то числа в июле. Моя мать умерла". "Мне очень грустно. Я чувствую себя покинутой". Произошло полное восстановление в памяти, сопровождающееся чувством.

Но у больной был второй симптом. Время от времени, много раз за неделю, можно было наблюдать следующую сцену: стоя возле какой-нибудь кровати лицом к ней, в особенности же если эта кровать была пуста, больная пристально, не отрывая глаз, смотрела на кровать, никого не слышала, не чувствовала прикосновений и начинала ухаживать за кем-то, кто находился на кровати. Воспроизведение трагических событий длилось три-четыре часа. Все это кончалось, как правило, более или менее странным бредом о самоубийстве, судорогами и сном.

Сочетание симптома амнезии в речи и симптома избыточной памяти, проявляющейся в действиях сомнамбулического характера,— явление достаточно частое (по истечении шести месяцев, когда к больной вернулись память в речи, исчезли приступы сомнамбулизма).

Настоящая память начинается только спустя шесть месяцев, когда появляется полный и складный рассказ. В реминисценции памяти нет. Реминисценция длительна, неизменна, не является социальным поведением, происходит при определенных обстоятельствах, повторяясь автоматически в условиях, при которых событие впервые произошло.

Существует множество болезней, связанных с потерей памяти. Как правило, врачи называют их общим термином: "амнезия"... Это форма забвения. Слово "амнезия" предполагает существо, способное помнить.

Другая болезнь, которая длится три или четыре года у детей и вновь появляется у стариков: амнемозия (отсутствие памяти).

Неоспоримое существование феноменов амнемозии показывает нам, что память — это сложный акт, акт речи, который называют рассказом, и что для построения этого сложного

акта требуется развитое сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: