Правительство осуществляет

регулирование экономических процессов,

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности,

свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики.

Кроме того, осуществляет

управление федеральной собственностью,

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В пункте "а" статьи 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного

процесса, т.е. в регламентированной законом деятельности органов государственной власти

по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят

разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета,

обеспечение его исполнения;

Правительство представляет в Думу отчет об исполнении федерального бюджета. Без заключения Правительства не могут быть

внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся

сокращение дефицита федерального бюджета,

предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации

единой финансовой, кредитной и денежной политики (пункт "б" статьи 114).

Правительство создает условия для свободного предпринимательства на основе

рационального сочетания всех форм собственности,

реализации правового механизма рыночной экономики.

Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями свободно-предпринимательского сектора, но

осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны,

государственным ценным бумагам,

валютным отношениям,

таможенному делу,

инвестированию.

В то же время в сфере полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и др.

Кроме указанных областей Правительство РФ обеспечивает

проведение в Российской Федерации единой государственной политики всоциальных областях, таких, как

культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология (пункт "в" статьи 114).

Правительством осуществляются контроль за реализацией государственныхпрограмм поддержки культуры, науки и образования и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Важная обязанность Правительства состоит

в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда иуровня социального обеспечения.

Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд.

Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасность и внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет мерыпо обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ.

Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы РФ; руководит гражданской обороной.

ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" закрепляет полномочия Правительства в

области обороны.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности.

Они определены в Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности".

Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти.

Так, оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

Согласно пункту "е" статьи 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охранысобственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти.

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный статьей 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим, как уже было сказано выше.

Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительство наделено и другими полномочиями, например,

полномочиями, определенными Таможенным кодексом РФ, и др.

В соответствии со статьей 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Конституция определяет формы правовых актов Правительства России.

Это - постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения в РФ, т.е. на всей её территории и всеми субъектами, и органами местного самоуправления.

Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия.

Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ, хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнение вышестоящих актов.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России.

Постановлениями Правительства РФ должны оформляться решения, имеющиенормативный характер или ключевое значение для развития страны.

Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления принимаются на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования.

Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства или его первым заместителем.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительствообязанность обеспечивать их исполнение.

Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Постановления Правительства РФ,

за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера,

подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В Конституции РФ 1993 г. не установлен срок полномочий Правительства РФ.

Однако оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Это обусловлено статусом Президента и, в частности, его полномочиями по назначению Председателя Правительства и формированию в целом данного ведущего федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий составаПравительства в шесть лет.

Однако срок пребывания Президента в должности может быть сокращен при условиях, предусмотренных статьей 93, частями 2 и 3 статьи 92. При наступлении ситуаций, предусмотренных

указанными статьями, сроки прекращения полномочий Правительства могут не совпадать с общими сроками полномочий Президента.

Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов.

Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются статьёй 117 Конституцией РФ.

В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.

Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку.

Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов.

В этом смысле отставка является добровольной.

Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом (часть 1 статьи 117).

В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом.

Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки.

Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения (часть 2 статьи 117).

Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это следствие обострения противоречий между ними.

Треть е основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой Федерального Собрания - Государственной Думой.

Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство (часть 3 статьи 117).

Даже в том случае, если Президент не собирается объявлять об отставке Правительства, он все равно вправе, но не обязан распускать Думу.

На первый взгляд может показаться, что последнее предложение части 3 статьи 117 сформулировано таким образом, что

у Президента остается простая альтернатива:

если не отставка Правительства, то роспуск Государственной Думы;

не приняв решение об отставке Правительства, Президент будет обязан распустить Думу.

Однако в отличие от последнего предложения части 4 статьи 117

часть 3 статьи 117 не связывает Президента никаким сроком в принятии решения по этой дилемме.

Иначе говоря, Президент вправе, а не обязан

либо объявить об отставке Правительства,

либо распустить Думу, поскольку срок принятия решения Конституцией не установлен.

Во всяком случае, до тех пор, пока часть 3 статьи 117 не получила иного толкования, из нее не вытекает

обязанность Президента в определенный разумный срок отреагировать на повторное выражение Думой недоверия Правительству.

Следовательно, если Президент желает сохранить Правительство и не желает распускать Думу, так как опасается усиления позиции своих оппонентов в составе вновь избранной Думы, он формально вправе принимать решение, предписанное в части 3 статьи 117, сколь угодно долго.

Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламенту Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее 1/5 от общего числа депутатов этой палаты.

Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

Тут нужно обратить внимание на тот факт, что


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: