Правительство Российской Федерации

Правительство России является высшим органом исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение.

Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти" без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы.

Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность (статья 10).

В современном облике Правительства последовательно выражены

прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей,

ответственность Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране,

осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (статья 71) и

совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (статья 72).

Одной из основных функций Правительства являются

организация исполнения федеральных законов,

систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и

принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий,

подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует,

принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также

используя право законодательной инициативы (статья 104) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.

Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов.

В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны.

Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

Правительство является коллегиальным государственным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности кроме Конституции РФ составляет ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" и иные нормативные акты.

Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.

Правительство РФ возглавляет его Председатель.

В состав Правительства входят также

заместители Председателя Правительства,

федеральные министры.

Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

Президентом может быть введена

должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что

руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

Таким образом, практически количество членов Правительства определяется Президентом РФ.

Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум.

Президиум состоит из

Председателя Правительства,

его заместителей,

федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел,

федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе

акты нормативного характера.

Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ.

Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства.

В ее состав входят также другие заместители Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству.

Одной из главных функций Комиссии является

обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами.

Министры осуществляют

общее руководство деятельностью своих министров,

несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министров задач.

По их представлению Правительство назначает заместителей министра.

Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе

министра (председатель коллегии),

его заместителей, а также

других руководящих работников министерства.

Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает

основные вопросы организации работы по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства РФ.

В соответствии со статьей 111 Конституции Председатель Правительства РФназначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства.

Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки длявнесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

- не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

- не позднее 2-недельного срока после отставки Правительства РФ;

- в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства.

Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Кандидат на должность главы Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ, отвечает на вопросы депутатов.

После чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее.

Решение принимается большинством голосов.

Если предложенная кандидатура отклонена в ходе голосования, то

Президент обязан выставить на должность Председателя Правительства новую кандидатуру, обсуждение которой происходит в том же порядке.

В случае отклонения второй кандидатуры происходит обсуждение по третьей предложенной Президентом кандидатуре.

По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия.

Их преодоление определено в Конституции.

Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой

Президент РФ назначает Председателя Правительства,

распускает Государственную Думу и

назначает новые выборы.

Эту возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит, и государственному кризису.

В Конституции не указывается, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и то же лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом:

Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает.

Этот процесс не является публичным.

Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитируют жестко партийный характер Правительства РФ.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после его утверждения на данной должности должен представитьПрезиденту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, утверждаются Президентом РФ, а

о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Согласно этому акту в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят

федеральные министерства,

федеральные службы,

федеральные агентства, а также

Управление делами Президента РФ.

Указом закреплено, что федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены данным Указом.

При этом не допускается придание им иного статуса.

Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции

по выработке государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции

по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также

специальные функции в области

обороны,

государственной безопасности,

защиты и охраны государственной границы РФ,

борьбы с преступностью,

общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции

по оказанию государственных услуг,

по управлению государственным имуществом и

правоприменительные функции,

за исключением функций

по контролю и надзору.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: