В основу методики расчёта выбросов вредных веществ автомобильным транспортом заложен нормируемый удельный выброс по автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые) и классов (по грузоподъёмности, габаритным размерам для автобусов, по рабочему объёму двигателя для легковых автомобилей) для каждого типа двигателя (бензиновый, дизельный) в зависимости от движения по городу или вне населённых пунктов. При этом выброс вредных веществ корректируется в зависимости от ряда наиболее существенных факторов. В результате в общем виде расчёт массы вредных выбросов, поступающих в атмосферный воздух от автотранспортных средств средств, производится по формуле:
Mi = ΣΣΣmijkgLjkgΠKijkg,
где Mi – масса i-го вредного вещества (оксида углерода СО, углеводородов СН, оксидов азота NOx и др.);
j – количество групп автомобилей;
k – количество классов автомобилей в данной группе;
g – количество типов двигателей, используемых в данном классе автомобилей данной группы;
mijkg – пробеговый выброс i-го вредного вещества автомобилем j-й группы k-го класса с g-м типом двигателя при движении по городу или вненаселённых пунктов, г/км;
ΠKijkg – произведение коэффициентов влияния n факторов на выброс i-го вредного вещества автомобилем j-й группы k-го класса с g-м типом двигателя.
По действующей методике для отдельных групп автомобилей учитывают различные коэффициенты влияния, в результате чего расчётные формулы для i-го загрязняющего вещества имеют вид:
– для легковых автомобилей k-го класса с двигателем g-го типа, т
Мikg = mikgLkgKrigKtig,
где mikg – пробеговый выброс i-го вредного вещества легковыми автомобилями k-го класса (с двигателем k-го рабочего объёма) с двигателями g-го типа при движении по территории населённого пункта или вне его, г/км (табл. 37);
Lkg – пробег легковых автомобилей k-го класса с двигателями g-го типа по территории населённого пункта или вне его, млн. км (табл. 41);
Krig – коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ легковыми автомобилями при движении по территории населённого пункта (при расчёте движения по населённым пунктам) (табл. 40);
Ktig – коэффициент, учитывающий влияние технического состояния легковых автомобилей (табл. 40);
– для грузовых автомобилей k-го класса с двигателем g-го типа, т
Мikg = mikgLkgKnigKrigKtig,
где mikg – пробеговый выброс i-го вредного вещества грузовыми автомобилями k-го класса (k-й грузоподъёмности) с двигателями g-го типа при движении по территории населённого пункта или вне его, г/км (табл. 38);
Lkg – пробег грузовых автомобилей k-го класса с двигателями g-го типа по территории населённого пункта или вне его, млн. км (табл. 41);
Knig – коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от уровня использования грузоподъёмности и пробега (табл. 40);
Krig – коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ грузовыми автомобилями при движении по территории населённого пункта (при расчёте движения по населённым пунктам) (табл. 40);
Ktig – коэффициент, учитывающий влияние технического состояния грузовых автомобилей (табл. 40);
– для автобусов k-го класса с двигателем g-го типа, использующимся на перевозках h-го типа
Мikgh = mikgLkghKhigKrigKtig, т,
где mikg – пробеговый выброс i-го вредного вещества автобусом k-го класса (k-го габарита) с двигателями g-го типа при движении по территории населённого пункта или вне его, г/км (табл. 39);
Lkgh – пробег автобусов k-го класса с двигателями g-го типа при использовании в качестве маршрутного или на других видах перевозок при движении по территории населённого пункта или вне его, млн. км (табл. 41);
Khig – коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок (табл. 40);
Krig – коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ автобусами при движении по территории населённого пункта (только для движения по населённым пунктам) (табл. 40);
Ktig – коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автобусов (табл. 40).