Рабочая программа
По изучению учебного курса геометрии
На 2010-2011 учебный год.
Учебный предмет Геометрия
Класс 7
Количество часов: в неделю 2-4чтв -2ч; всего за год- 52
Учитель Гераев Юнус Магомедович
Планирование составлено на основе программы сборник «Программы общеобразовательных учреждений 7-9классы» /составитель Т.А.Бурмистрова, изд:Просвещение 2008г в соответствии с первым вариантом: 5 часов в неделю алгебры в I четверть, во II-IV четвертях 2 ч в неделю, всего 52 часа в соответствии с учебником (
Используемый учебник: Погорелов А.В., «Геометрия»: учебник для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2007
Дополнительная литература
Формы и сроки контроля:
Вид контроля | 1 полугодие | 2 полугодие | год | ||
1 чтв | 2чтв | 3чтв | 4чтв | ||
Контрольные работы | |||||
Тесты |
Тематическое планирование составил Гераев Юнус Магомедович
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- авторского тематического планирования учебного материала,
- базисного учебного плана 2004 года.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Ø Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Ø Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Ø Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Ø Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Ø планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
Ø овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
Ø целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
Ø ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Тематическое планирование составлено в соответствии с первым вариантом: 5 часов в неделю алгебры в I четверть, во II-IV четвертях 2 ч в неделю, всего 52 часа в соответствии с учебником (Погорелов А.В., «Геометрия»: учебник для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2006)
Требования к уровню подготовки семиклассников
Установлены в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:
- существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:
- Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
- Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
- Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
- Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Литература
- Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
- Тематическое приложение к вестнику образования №4 2005 г.
- Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., Д.: Дрофа, 2002г.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006
- «Математика», № 13, 2006г. Газета, Приложение к газете «Первое сентября»». Тематическое планирование и контрольные работы.
Поурочное планирование
Дата | № | Тема урока | часы | Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Вид контроля | Средства обучения | ||
план | факт | Основные свойства простейших геометрических фигур | |||||||
11/11 | 1. | Геометрические фигуры. Точка и прямая. | Свойство прямой, взаимное расположение точек и прямых | Приём практического проведения прямых на плоскости. | Сам.раб.№1 | Мур7первый урок | |||
14/11 | 2. | Отрезок. Измерение отрезков. | Знать длину отрезка, свойства длин отрезков, различные единицы | Правильно пользоваться инструментами для измерения отрезков. | Индивидуальный опрос | Введение в геометрию През аксиомы | |||
18.11 | 3. | Полуплоскости. Полупрямая. | Знать определение полупрямой, обозначение. Знать, что прямая разбивает плоскость на две полуплоскости. | Уметь оперировать с этими понятиями | Математический диктант | конспект | |||
21.11 | 4. | Угол. Биссектриса угла. | Определение угла.Понятие градуса, градусная мера угла, свойства градусных мер угла, свойство измерения углов, виды углов. | Уметь использовать приборы для измерения углов, находить их величины.Изображать разные углы. Опрелелять по внешнему виду. | Индивид опрос | През измерение отрезков и углов. | |||
25.11 | 5. | Откладывание отрезков и углов. | Знать основное свойство расположения точек на прямой, свойства длин отрезков, различные единицы измерения. | Правильно пользоваться инструментами для измерения отрезков. Научиться решать задачи на нахождение длины части отрезка или всего отрезка, развить логическое мышление. | Сам. Работа №3 | урок през аксиомы | |||
28.11 | 6. | Откладывание отрезков и углов. | Индивидуальный опрос | ||||||
2.12 | 7. | Треугольник. Высота, биссектриса и медиана треугольника | Понятие треугольника и его элементов, понятие равных треугольников, определение периметра треугольника. Виды треугольников | Изображать разные треугольники. Оформлять и решать задачи, находить периметр треугольника. | Сам. Работа№4 | Урокпутешествие нум стр 104 | |||
5.12 | 8. | Существование треугольника равного данного | Блиц опрос | ||||||
9.12 | 9. | Параллельные прямые | Определение параллельных прямых. Основное свойство параллельных прямых. Обозначение. | Уметь решать задачи на применение свойства параллельных прямых. Обозначать их. Изображать, находить в пространстве. | Сам. Работа №5 | тест | |||
12.12 | 10. | Теоремы и доказательства | Индив. опрос | ||||||
16.12 | 11. | Контрольная работа №1 «основные геометрические свойства простейших фигур» | Письменная работа | ||||||
Смежные и вертикальные углы | |||||||||
20.12 | 12. | Смежные углы | Понятие смежных и вертикальных углов, и их свойства. Теорему о сумме смежных углов. | Уметь строить угол, смежный с данным углом, находить их на рисунке. Решать задачи. | |||||
21.12 | 13. | Смежные углы | Индивид. опрос | Мур7 конспект+през | |||||
23.12 | 14. | Вертикальные углы. | Определение вертикальных углов. Теорему о вертикальных углах | Изображать вертикальные углы Уметь определять вертикальные углы и применять теорему при решении задач | Сам. Работа №8 | ||||
I I I четверть. | |||||||||
30.12 | 15. | Перпендикулярные прямые. | Определение перпендикулярных прямых. Перпендикуляра к данной прямой. Понятие доказательства от противного. | Уметь доказывать от противного. Строить перпендикуляр к прямой. Находить перпендикулярные прямые в пространстве и на чертежах. | Фронтальный опрос | ||||
13.01 | 16. | Перпендикулярные прямые. | Самопроверка | ||||||
16.01 | 17. | Доказательство от противного. | Индивид. опрос | ||||||
20.01 | 18. | Контрольная работа №2 «Смежные и вертикальные углы». | Письменная работа | ||||||
Признаки равенства треугольников | |||||||||
23.01 | 19. | Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем | Понятие теоремы и доказательство теоремы, первый и второй признаки равенства треугольников. | Применение теорем при решении задач. | Индивид. опрос | ||||
27.01 | 20. | Второй признак равенства треугольников. | 2-й признак равенства треугольникв | Применять к решении задач | Фронтальный опрос | през | |||
30.01 | 21. | Второй признак равенства треугольников. | Сам. Работа №11 | ||||||
3.02 | 22. | Равнобедренный треугольник. | Понятие равнобедренного, равностороннего треугольника; свойства равнобедренного треугольника. | Применять свойства равнобедренного и равностороннего треугольников при решении задач. | Индивид. опрос | ||||
6.02 | 23. | Обратная теорема | Понятие обратная теорема | Формулировать обратную теорему | Сам. Работа №12 | ||||
10.02 | 24. | Высота, биссектриса и медиана треугольника. Построение биссектрисы угла, деление отрезка пополам, построение перпендикуляра к прямой. Геометрическое место точек (I вариант). | Понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | Умение их строить и находить на чертеже оперируя определениями.. | Индивид. опрос | ||||
13.02 | 25. | Свойство медианы равнобедренного треугольника | Формулировку свойства медианы и доказательство | Применять при решении задач | Взаимопроверка | ||||
17.02 | 26. | Третий признак равенства треугольников. Построение треугольника по трем сторонам (I вариант). Решение задач | Уметь доказывать и формулировать третий признак равенства треугольников. | Решать задачи на применение этого признака. | Сам. Работа №13 | През на урок През на задачи | |||
20.02 | 27. | Контрольная работа №3 по теме «Признаки равенства треугольников». | Письменная работа | ||||||
Сумма углов треугольника | |||||||||
24.02 | 28. | Параллельность прямых | Определение параллельных прямых | Строить, визуально определять параллельность, проверять с помощью инструментов параллельность, применять определение при решении задач, | Фронтальный опрос | Конспект+презентация Ум стр.122 | |||
27.02 | 29. | Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей | Понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; | Находить соответствующие углы,решать задачи на вычисление величины углов | Индивид. опрос | ||||
3.03 | 30. | Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей | Индивид. опрос | ||||||
6.03 | 31. | Признаки параллельности прямых | Знать признаки параллельности двух прямых. | Применять признаки при решении задач. | Фронтальный опрос | ||||
10.03 | 32. | Признаки параллельности прямых | Индивид. опрос | ||||||
13.03 | 33. | Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей | Знать свойство углов | Применять свойства при решении задач | Сам. Работа №16 | През задачи | |||
17.03 | 34. | Сумма углов треугольника | Теорема о сумме углов треугольника, её следствия. | Уметь решать задачи на применение нового материала. | Индивид. опрос | Урок +през Мур7 геом | |||
20.03 | 35. | Внешние углы треугольника | Теорема о величине внешнего угла треугольника, её следствия. | Уметь решать задачи на применение нового материала. | Сам. Работа №17 | Лабар раб Мур7 | |||
IV четверть. | |||||||||
24.03 | 36. | Прямоугольный треугольник | Определение прямоугольного треугольника. Название сторон Признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету. | Уметь видеть прямоугольный треугольник и отличать его от других видов. Находить гипотенузу и катеты. Уметь решать задачи. Находить прямой угол. | Математический диктант | ||||
27.03 | 37. | Прямоугольный треугольник | Индивид. опрос | ||||||
7.04 | 38. | Существование и единственность перпендикуляра к прямой. Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | Свойство перпендикулярных прямых. Расстояние от точки до прямой - длина перпендикуляра | Уметь решать задачи. | Индивид. опрос | ||||
10.04 | 39. | Фронтальный опрос | |||||||
14.04 | 40. | Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника». | Письменная работа | Тест ппа | |||||
Геометрические построения | |||||||||
17.04 | 41. | Окружность.Окружность, описанная около треугольника | Определение окружности и ее элементов. Формулировка теоремы об окружности, описанной около треугольника | Стоить окружность и её элементы, умение решать задачи по заданной теме. | Фронтальный опрос | ||||
21.04 | 42. | Касательная к окружности | Определение касательной к окружности. Виды касания | Строить касательные | Индивид. опрос | ||||
24.04 | 43. | Окружность, вписанная в треугольник | Формулировка теоремы об окружности, вписанной в треугольник | Решать задачи | Индивид. опрос | ||||
28.04 | 44. | Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами | Алгоритм построения. | Уметь решать простейшие задачи на построение, совершенствовать навыки решения задач на применение признаков равенства треугольников. | Сам. Работа №21 | ||||
5.05 | 45. | Построение угла, равного данному | Алгоритм построения | Решать задачи | Фронтальный опрос | ||||
8.05 | 46. | Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам | Алгоритм построения | Решать задачи | Математический диктант | ||||
12.05 | 47. | Построение перпендикулярной прямой | Алгоритм построения | Решать задачи | Сам. Работа №22 | ||||
15.05 | 48. | Геометрическое место точек.Метод геометрических мест. Решение задач по теме «Геометрические построения» | Понятие гмт | Решать задачи | Индивид. опрос | ||||
19.05 | 49. | Контрольная работа №5 по теме «Геометрические построения». | Письменная работа | ||||||
Повторение курса геометрии | |||||||||
22.05 | 50. | Фронтальный опрос | |||||||
26.05 | 51. | ||||||||
29.05 | 52. |