НЦПВ-20/200

Пожарный насос (рис.3.29) представляет собой агрегат, продольный разрез его показан на рис.3.31, состоящий из коллектора 4, запорно-регулирующей аппаратуры 1. На насосе установлены: манометр 6, мановакуумметр 17 и тахометр. Блок индикации 11 тахометра и времени закреплен на панели 10. На этой же панели закреплен блок управления 12 вакуумной системы.

Рис.3.29. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-20/200

1 – рукоятка дисковой заслонки; 2 – патрубок; 3 – кольца уплотнительные; 4 – коллектор; 5 – кран сообщения с атмосферой; 6 – манометр МТК, 6МПа, кл.2,5; 7 – кран эжектора; 8 – кран вакуумный; 9 – серьга задняя; 10 – панель; 11 – блок индикации тахометра и времени наработки; 12 – блок управления БЦ-37,02 вакуумным агрегатом; 13 – пеносмеситель; 14 – кронштейн; 15 – кран сливной; 17 – мановакууметр МТК, 0,5МПа, кл.1,5; 18 – серьга передняя; 19 – дозатор.

На насосе установлен пеносмеситель 13 с ручным управлением. Эжектор пеносмесителя, выключаемый рукояткой 7, обеспечивает забор воды от третьей ступени насоса к дозатору 19. К его левой части на двух шпильках подсоединяется шланг с обратным лепестковым клапаном, подводящий пенообразователь от пенобака. Для дозирования пенобака в дозаторе вырезано отверстие с переменным сечением (вместо пяти отверстий в пеносмесителе типа ПС-5). При повороте маховичка пеносмесителя изменяется сечение проходного отверстия для перетока пенообразователя. Этим обеспечивается его дозирование от 1 до 6%. Разрешается одновременная работа двух пеногенераторов типа ГПС-600. На шкале дозатора 19 указывается положение маховичка при его выключенном положении.

На пеносмесителе у эжектора имеется кран соединения полости насоса с атмосферой (поз. 5 на рис.3.29).

На кронштейне 14 установлена масломерная стеклянная трубка с двумя рисками, указывающими уровень масла для смазывания подшипника 5-309, установленного в задней крышке насоса (см. рис.3.31, поз.14). Она соединена с полостью задней крышки насоса трубкой, соединенной с масломерной трубкой на кронштейне.

На насосе в коллекторе устанавливают дисковые заслонки с ручным приводом. Принципиальная схема такой заслонки представлена на рис.3.30. Внутренняя поверхность корпуса 2 заслонки покрыта слоем 4 материалом уплотнения. Обычно это может быть резина или пластмасса. Заслонка 5 поворачивается на неподвижной оси 3. Подвижная ось 7 прочно соединена с заслонкой 5. На оси 7 закрепляют элемент рукоятки ручного (поз.1 на рис.3.29) или валик с зубьями для пневматического привода (см. рис. 3.30, поз.8).

Рис.3.30. Принципиальная схема заслонки

1 – трубы (с фланцами) водопенных коммуникаций; 2 – корпус заслонки 5; 3 – неподвижная ось заслонки; 4 – слой резиноуплотнения заслонки; 5 – заслонка; 6 – положение заслонки при повороте ее оси на 900; 7 – ось заслонки; 8 – вал с нарезанной резьбой; 9 – болты стягивающие фланцы

Корпус 2 заслонки на прокладках (на схеме не показаны) зажимается болтами 9 стягивающими фланцы трубопроводов 1. В положении, указанном на рисунке, диск 5 плотно перекрывает трубопровод. При повороте диска 5 вокруг осей 3 и 7 на 900 он займет положение, указанное цифрой 6. При этом соединяемые трубы почти полностью свободны для протекания жидкости. Независимо от привода в конструкции предусмотрено плавное регулирование положения заслонки 5, т.е. становится возможным регулировать подачу воды.

Описанные заслонки характеризуются значительно меньшей массой по сравнению с другими типами заслонок, применяемых на пожарных автомобилях. Их ряд включает размеры по диаметру от 45 до 200 мм. Они характеризуются высокой надежностью.

Центробежный насос трехступенчатый с осевым подводом воды. Продольный его разрез представлен на рис.3.31.

Р

Рис.3.31. Насос центробежный

1 – корпус; 2 – аппарат направляющий третьей ступени; 4 – аппарат направляющий первой и второй ступени; 5 – втулка; 6 – крышка направляющего аппарата; 7 – крашка насоса; 8 – рабочее колесо; 9 – уплотнение вала переднее; 10,13 – штуцер; 11 – сливной кран; 12 – рукав; 14 – подшипник 5-309; 15 – крышка задняя; 16 – вал; 17 – полумуфта; 18 – уплотнение вала заднее

Оболочку насоса образуют корпус 1, крышки направляющих аппаратов 6 и крышка насоса 10. Внутри ее на шариковых подшипниках 14 (подшипник 5-309) и подшипнике 5-303 внутри переднего уплотнения 9 вала установлен ротор. В его состав входят вал 16, три рабочие колеса 8 с двоякой кривизной лопастей. В качестве отводящего устройства на первой и второй ступенях используются направляющие аппараты 4. На третьей ступени направляющий аппарат 2, образует с корпусом 1 кольцевую камеру. На ее двух шпильках устанавливают падающий клапан. Направляющие аппараты 4 закреплены в их крышках 6.

Уплотнения колес и магистральные уплотнения щелевого типа.

Подшипник 14 закреплен в корпусе 1 и на валу. Он воспринимает осевые усилия. Он смазывается трансмиссионным маслом ТМ 5-18 (ТАД-18), заливаемого в полость задней крышки 15. Его разгрузка от осевой силы обеспечивается наличием у рабочего колеса разгрузочных отверстий как на рабочих колесах насосов ПН-40УВ.

Подшипник 5-303, установленный в зоне переднего уплотнения (см. рис.2.33), плавающий, т.е. закреплен в осевом направлении.

В крышках направляющих аппаратов 6 имеются обратные шаровые клапаны 3. Внутри канала клапана имеется шарик. Под напором воды он перекрывает калиброванное отверстие в стенке крышек. При прекращении подачи воды шарик не прижимается к отверстию и вода свободно сливается из ступеней насоса. При этом она поступает в кольцевую камеру, а затем по рукаву 12 при открытом сливном кране сливается из насоса.

Сальниковые уплотнения предназначены для герметизации насоса и предотвращения поступления воды из полости насоса к подшипникам. В насосе НЦПВ-20/200 эти уплотнения отличны от традиционных, в которых применяются манжеты.

В насосе имеются два уплотнения вала – заднее и переднее (рис.3.31, поз.18 и поз.9). Их уплотняющие элементы одинаковы, однако назначение их различно.

Заднее уплотнение вала (рис.3.32) состоит из набора уплотнительных колец 7…10 и манжеты 1, размещенных в стакане 3. Этот набор колец сжимается нажимным кольцом 4, крепящимся тремя болтами 5 к стакану 3. Болты фиксируют от проворачивания нержавеющей проволокой, толщиной 0,6 мм, закрепляя ее на нажимном кольце. Назначение этого набора колец – герметизация внутренней полости насоса. Манжета 1 в стакане предотвращает поступление воды к подшипнику (рис.3.31, поз.14). В стакане имеется дренажное отверстие. Оно совмещено с соответствующими отверстиями в направляющем аппарате (рис.3.31, поз.2) и корпусе насоса (рис.3.31, поз.1). Вода из этого отверстия сливается по штуцеру 13.

Уплотнительные кольца 7…10 в стакане 3 обжимают кольцом 4, затягивая болты 5. Неравномерность их затяжки контролируют величиной зазора 13. Различие в его величинах на болтах не должно превышать 0,2 мм. Контролируется и величина момента проворачивания вала. Его величина должна находиться в пределах (2,5…3) кГс٠м (25…30) Нм.

Рис.3.32. Уплотнение вала заднее

1 – манжета 1-52-72-3 ГОСТ 8752; 2 – кольцо уплотнительное 085-090-30 ГОСТ 18829; 3 – стакан; 4 – кольцо нажимное; 5 – болт; 6 – проволока 0,6 мм 12Х18Н9Т (нержавеющая); 7,10 – кольцо уплотнительное из набивки; 8 – кольцо уплотнительное слоеное; 9 – кольцо уплотнительное витое

При недостаточной степени обжатия концевых уплотнений из дренажных отверстий струйками течет вода. Требуется разборка насоса и регулирование степени обжатия уплотнительных колец уплотнений.

Переднее уплотнение размещено в специальном стакане крышки насоса (рис.3.31, поз.9). Его устройство представлено на рис.3.33. Пакет уплотнительных колец 1…4 аналогичный пакету уплотнительных колец заднего уплотнения. Его обжимают гайкой 11. Момент трогания вала по окончании обжатия должен находиться в пределах (1,5…1,8) кГс٠м (15…18) Нм. Следовательно, суммарная величина момента должна быть в пределах (40…48) Нм.

Рис.3.33. Уплотнение вала переднее

1, 4 – кольцо уплотнительное из набивки; 2- кольцо уплотнительное витое; 3 – кольцо уплотнительное слоеное; 5 – стакан; 6 – подшипник 5-303 ГОСТ 8338; 7 – гайка; 8 – колпачок; 9 – проволока 0,6-12Х18Н9Т (нержавеющая); 10 – кольцо; 11 -манжета

Назначение этого уплотнения и манжеты 11 – предотвратить поступление воды из полости насоса к подшипнику 6. Для подвода воды, просочившейся через пакет уплотнительных колец в стакане 5, предусмотрено дренажное отверстие. Оно совмещено с дренажным отверстием в крышке насоса и штуцером (рис.3.31, поз.10).

Смазывание подшипника 6 осуществляется консистентной смазкой Литол-24. Ею заполняют полость подшипника и пространство под колпачком 8 при ремонтах. Проволока 9 предназначена для удержания колпачка.

Падающий клапан (рис.3.34) предназначен для предотвращения обратного тока воды в случае, если рукавные линии и стропы проложены на высоты, а насос прекратит работу. Он обеспечивает также герметизацию насоса при работе вакуумной системы.

Рис.3.34. Падающий клапан

1 – аппарат направляющий третьей ступени; 2 – корпус; 3 – датчик заполнения; 4 – корпус падающего клапана; 5 – направляющая втулка; 6 – клапан падающий; 7 – упор; 8 – манометр; 9 – трубка подвода воды к пеносмесителю.

Корпус 4 падающего клапана 6 установлен в верхней части кольцевой камеры, образуемой направляющим аппаратом 1 третьей ступени насоса и корпусом 2 (см.также рис.3.31, поз.1 и поз.2). При отсутствии подачи воды клапан 6, перемещаемый в направляющей втулке 5, находится в исходном положении и перекрывает внутреннюю полость насоса и его коллектор. При подаче воды насосом под ее напором клапан 6 поднимется вверх до упора 7. При этом вода из насоса будет поступать в коллектор, а затем в рукавные линии.

Тахометр ТС-1 предназначен для фиксации частоты вращения вала насоса и продолжительности его работы в часах. Он состоит из блока индикации 11 и датчика с ротором Т (рис.3.29). При вращении вала насоса ротор Т воздействует на датчик установленный в задней крышке 15. Возникающие при каждом обороте вала импульсы блоком индикации тахометра (рис.3.35).


Рис.3.35 Блок управления системой водозаполнения

1 – тумблер «Питание»; 2 – тумблер «Режим»; 3 – кронштейн для крепления блока; 4 – кабель соединения с вакуумным агрегатом; 5 – кабель соединения с датчиком заполнения; 6 – кнопка «Стоп»; 7 – световые индикаторы; 8 – кнопка «Пуск».

При работе насоса на индикаторе показаний 2 высвечивается частота вращения вала насоса в об/мин. Это сопровождается высвечиванием индикатора режима 3. При нажатии кнопки 5 на индикаторе показаний высвечивается время в часах и загорается индикатор режима 3. При отпускании кнопки 5 фиксируется частота вращения вала.

Отсчет времени наработки насоса осуществляется только при частоте вращения вала больше 500 об/мин. Запоминание времени отсчета происходит автоматически после полной остановки насоса.

Параметры технической характеристики насоса представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

№ п/п Наименование показателей Размерность Значения показателей
  Номинальная частота вращения вала насоса Подача Напор в номинальном режиме Потребляемая мощность, не более Коэффициент полезного действия, не менее Напор, развиваемый при n = 3200 об/мин и 10 л/с Мощность, потребляемая при ___ Наибольшая геометрическая высота всасывания об/мин л/с м кВт - м кВт м 65,5 0,6 не менее 300 не более 75,5 7,5

Параметры, приведенные в табл.3.5 получены при n = 2700 об/мин и высоте всасывания 3,5 м.

Максимальное давление при входе в насос принято равным 0,59 МПа (6 кГс/см2), а на выходе 3,43 МПа (35 кГс/см2).

Зависимость Н, N и η от величины Q представлена на рис.3.36.

Рис.3.36. Характеристики ПЦНВ-20/200:

1 – напор, м; 2 – кпд, %; 3 – мощность, кВт.

Параметры этих характеристик получены при частоте вращения вала насоса n = 2700 об/мин и высоте всасывания h вс = 3,5 м.

Значения Н и N при других частотах вращения вала получают, используя для расчетов формулы теории подобия.

Техническое обслуживание насоса. Техническая готовность насоса обеспечивается выполнением ряда работ после тушения пожаров и технического обслуживания.

При подаче воды в насос не допускается работа при напоре на выходе более 300 м вс (давление 30 кГс/см2) и частоте вращения вала более 3200 об/мин, а также при полностью перекрытой напорной магистрали.

При необходимости временной подачи воды следует снизить частоту вращения вала двигателя до минимально возможной. Это обусловлено тем, что работа насоса при нулевой подаче может привести к аварийному перегреву насоса.

Необходимо оценивать наличие течи воды (каплеобразование). Допускается утечка воды из дренажных отверстий насоса в виде капель в количестве не более 60 капель в минуту.

Во избежание короткого замыкания или случайного включения вакуумного насоса при техническом обслуживании необходимо отключить аккумуляторную батарею от «массы».

После остановки насоса сливают воду из его полости и смазывают его внутреннюю полость вакуумного насоса.

Слив воды осуществляют, открыв сливной кран на насосе (рис.3.31, поз.11), и кран на пеносмесителе (рис.3.29, поз.5). Кран эжектора устанавливают в положение в положение «Откр.». После стока воды на 3…5 секунд включают в работу вакуумный кран для удаления из него случайно попавшей воды.

Смазывание внутренней полости вакуумного насоса производят маслом из масляного бачка насоса. Для этого закрывают задвижки (рис.3.29, поз.1) и вакуумный кран (рис.3.29, поз.8) и в ручном режиме включают в работу вакуумный насос. Масло из бачка будет поступать по прозрачной трубке до штуцера жиклера. В этом положении вакуумный насос должен работать 3…5 секунд. Выключив насос, установить все краны и ручки крана эжектора и дозатора в положение «Закр.».

Промывка пожарного насоса по окончании работы с пенообразователем осуществляют водой из ведра по шлангу, подсоединяемому к магистрали подачи пенообразователя (рис.3.29, поз.19). Для промывки насос включают в работу на 3…5 минут, поддерживая давление на выходе в пределах 5-10 кГс/см2. При промывке следует несколько раз повернуть ручку крана эжектора в пределах «Откр.» - «Закр.», а также вращать ручку дозатора. Этим обеспечивается промывка подвижных соединений.

При работе в условиях низкой температуры воздуха необходимо полностью слить воду из насоса, удалить ее из вакуумного насоса и смазать его внутренние поверхности. Кроме этого, следует слить воду из всех полостей кранов, оставив их в полуоткрытом положении.

Плановые технические обслуживания (ЕТО, ТО-1 и ТО-2) проводят в объеме, указанном для НЦПК-40/100-4/400 (см. табл.3.3). Однако в некоторых из них имеются дополнительные работы.

ЕТО. Производится проверка уровня масла в центральном насосе. Он должен находиться между рисками на кронштейне (рис.3.29, поз.14). При необходимости долить масло.

ТО-1. Прочистить жиклер маслопровода вакуумного насоса капроновой леской сечением 0,4…0,5 мм.

ТО-2. Подтянуть сальниковые уплотнения вала центробежного насоса (см. Руководство по эксплуатации КШИН. 062542.002.РЭ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: