Определение объема кратковременной памяти на слоги при воспроизведении (по слуховой и зрительной модальности).
Инструкция. Сейчас я вам покажу (назову) ряд слогов. Их надо запомнить как можно больше, а затем воспроизвести (записать) в любом порядке.
Оборудование. Материал для запоминания: 6 слогов. Каждый слог предъявляется на 2 с.
ОП-la (на слух) — воз, чел, зот, фул, ник, хиз.
ОП-16 (на зрение) — pax, коф, зон, лер, неф, нар.
Процедура проведения. После предъявления всех слогов, испытуемый воспроизводит их письменно, а экспериментатор фиксирует время воспроизведения.
Предъявление зрительное — через тахистоскоп или через прорезь.
Обработка результатов. Подсчитывается показатель успешности
Таблица 3.22. Перевод времени воспроизведения 1 слога в баллы
|
где В — продуктивность; с — количество правильно воспроизведенных элементов (слогов); п — количество пропущенных элементов; т — количество ошибочно воспроизведенных элементов.
|
|
Внести поправку на время, переведя время воспроизведения 1 элемента в балл Т(табл. 3.22).
Перевести показатель успешности кратковременной памяти в сопоставимые шкальные оценки (табл. 3.23).
Определение объема памяти на слова при воспроизведении (ОП-2а и ОП-26).
Инструкция. Сейчас я вам покажу (назову) ряд слов. Их надо запомнить как можно больше, а затем воспроизвести (записать) в любом порядке.
Таблица 3.23. Шкала перевода показателей успешности кратковременной памяти в сопоставимые оценки
|
Оборудование. Материал для запоминания: 12 слов. Каждое слово предъявляется на 2 с.
ОП-2а. Слова на слух: молоток, крик, существо, завод, песня, жизнь, цех, мысль, мотор, речь, причина, звонок.
' ОП-26. Слова на зрение: разряд, смех, совесть, мастер, шум, шлея, труд, правда, краска, музыка, метод, тишина.
Процедура предъявления. После предъявления слов испытуемый записывает их, а экспериментатор фиксирует время воспроизведения. Обработка результатов:
|
|
1. Подсчитывается показатель успешности А = В + Т. где
где с — количество правильно воспроизведенных элементов; т — количество ошибочно воспроизведенных элементов (слов); п — количество пропущенных элементов.
Внести поправку на время, переведя/воспроизведения 1 элемента в балл Т.
Показатель А объема памяти на слова переводится в сопоставимые шкальные оценки (табл. 3.24).
Таблица 3.24. Перевод времени воспроизведения 1 слова в баллы
Бремя воспроизведения, с | Т, балл | ||
1 эл. (зрит, мод.) | |||
Менее 4 | +1 | ||
4-13 | |||
14-17 | -1 | ||
Более 18 | -2 | ||
1 эл. (слух, мод.) | |||
Менее 3,4 | |||
3,5-11,4 | |||
11,4-17 | -1 | ||
Более 18 | -2 |