Индивидуальные особенности памяти

1. Сочетания видов памяти.

2. Особенности процессов запоминания и сохранения (запоминание измеряется количеством повторений, которые необходимы для воспроизведения того или иного материала; забывание измеряется временем, протекающим от момента заучивания до забывания).

3. Профессиональная направленность и место памяти в структуре психических процессов;

4. Объем.

5. Точность памяти - способность точно без искажений воспроизвести информацию.

6. Мобилизационная готовность – способность воспринимать нужный материал в данный момент.

7. Уверенность в правильности воспроизведения связана с уровнем развития наблюдательности.

2.5.6.1. Факторы, влияющие на скорость извлечения информации из долговременной памяти.

- величины класса;

- ценности информации;

- установки человека;

- логической категоризации.

2.5.6.2. Факторы, препятствующие сохранению информации в долговременной памяти.

- привычность материала;

- контекст;

- принцип специфичности кодирования;

- мотивация;

- углубление в изучаемый материал.

2.5.6.3. Особенности запоминания большинства людей.

- человек запоминает 15 % информации поступающей в речевой форме;

- 25 - в зрительной;

- если оба способа передачи информации используются одновременно, он может воспринимать до 65% этой информации.

2.5.6.4. Факторы отрицательно влияющие на память.

Избыточное употребление углеводов. Перерабатывая их, организм вынужден вырабатывать слишком много инсулина, так как уровень сахара в крови повышается. Ферменты мозга тратятся на то, чтобы восстановить баланс инсулина в организме.

Соя является незаменимым продуктом для здорового питания, люди, излишне увлекающиеся соевыми продуктами, рискуют приобрести трудности с памятью, вплоть до развития слабоумия.

Курение ухудшает работу мозга, запуская серьезные проблемы с долговременной памятью и другими процессами мозга.

Недостаток белка – вызывает проблемы с памятью, т.к. белок является важной частью многих ферментов, которое ускоряют протекание биохимических процессов, а недостаток белка вызывает снижение скорости протекания.

Стресс и депрессия. У депрессивных и нервных людей, легко подвергающихся стрессам, расстройства умственной деятельности развиваются на 40 процентов чаще.

Болезни щитовидной железы. Щитовидная железа регулирует многие гормональные процессы и ухудшение ее работы запускает гормональные нарушения, вызывающие ухудшение запоминания и воспроизведения.

Хронические боли. По результатам исследований лиц страдающих хроническими болями разной этиологии, у более 50% из этой группы наблюдались нарушения познавательных процессов.

2.5.6.5. Факторы положительно влияющие на память.

Регулярное употребление рыбы снижаете риск возникновения нарушений умственных процессов.

Брак и семья. Финские и шведские исследователи проводили обследование 1400 лиц в 35-летнем возрасте, а затем, спустя 21 год и было выявлено, что память лучше всего была сохранна у семейных людей, чем у одиноких или разведенных.

2.5.6.6. Советы по развитию памяти.

- можно улучшать память в любом возрасте;

- употребление достаточного количества жидкости;

- высыпаться, не переутомляться;

- стараться не курить и не употреблять алкоголь и другие вредные привычки.

2.5.7. Законы характерные для разных видов памяти.

Осмысления - чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче это, закрепляется в памяти.

Интереса - интересное запоминается быстрее, и затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу запомнить информацию.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другой похожей информацией.

Объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации, превышает объем кратковременной памяти, тем хуже она запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Края - лучше запоминается начало и конец ряда информации, хуже середина.

Повторения - повторение способствует лучшему запоминанию.

Ассоциаций- чем больше возникает ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

Закон реминисценции отсроченное на 2-3 дня воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала, сразу после его заучивания. Объясняется тем, что со временем логические связи упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

2.5.8. Методы и методики рационального запоминания

Мнемоника – техники и приемы рационального запоминания.

Шадриков В.Д. предлагает следующие способы заучивания.

Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.), выделение опорных пунктов (заглавие, тезисы, вопросы, примеры и т.д.).

Схематизация – установлении изображение и описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Перекодирование – вербализация (проговаривание) или представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала – привнесение нового в запоминаемое (использование слов посредников).

Ассоциации – установление связей по сходству или противоположности.

Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

Метод мест - ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти. Например, при запоминании перечня слов, попытаться представить все как находящееся в комнате.

2.5.9. Нарушения памяти.

Гипермнезия – улучшение показателей памяти.

Гипомнезия – снижение показателей памяти.

Палимпсест – исчезновение из памяти некоторых событий, которые происходили в прошлом, а также выпадение из памяти отдельных важных деталей.

Амнезия [a- нет, мнезия-память] – потеря памяти.

Основые виды амнезий.

Ретроградная амнезия – разрушение информации, которая хранится в долговременной памяти.

Аффектогенная амнезия – из памяти пропадают те события, которые непосредственно связаны с сильными отрицательными для человека переживаниями.

Фиксационная амнезия – нарушена только кратковременная (оперативная) память, при относительной сохранности механизмов долговременной памяти.

Парамнезии – искаженные воспоминания, лишь частично соответствующие действительности.

Псевдореминисценции - воспоминания имевшие место в прошлом, но перемещенные в настоящее и заполняющее пробелы воспоминаний.

Фиксационная амнезия – нарушена только кратковременная (оперативная) память при относительной сохранности механизмов долговременной памяти.

Дежавю (dejavu) – состояние, когда совсем новое восприятие сопровождается переживанием, которое имело место в прошлом этого человека.

James vu – состояние полностью противоположное первому.

Навязчивые воспоминая – в памяти воспроизводится какой-либо эпизод из прошлой жизни, причем чаще всего неприятный, компрометирующий[YUN8].

2.6. Мышление.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, позволяющий устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: