1. Сочетания видов памяти.
2. Особенности процессов запоминания и сохранения (запоминание измеряется количеством повторений, которые необходимы для воспроизведения того или иного материала; забывание измеряется временем, протекающим от момента заучивания до забывания).
3. Профессиональная направленность и место памяти в структуре психических процессов;
4. Объем.
5. Точность памяти - способность точно без искажений воспроизвести информацию.
6. Мобилизационная готовность – способность воспринимать нужный материал в данный момент.
7. Уверенность в правильности воспроизведения связана с уровнем развития наблюдательности.
2.5.6.1. Факторы, влияющие на скорость извлечения информации из долговременной памяти.
- величины класса;
- ценности информации;
- установки человека;
- логической категоризации.
2.5.6.2. Факторы, препятствующие сохранению информации в долговременной памяти.
- привычность материала;
- контекст;
- принцип специфичности кодирования;
- мотивация;
- углубление в изучаемый материал.
2.5.6.3. Особенности запоминания большинства людей.
- человек запоминает 15 % информации поступающей в речевой форме;
- 25 - в зрительной;
- если оба способа передачи информации используются одновременно, он может воспринимать до 65% этой информации.
2.5.6.4. Факторы отрицательно влияющие на память.
Избыточное употребление углеводов. Перерабатывая их, организм вынужден вырабатывать слишком много инсулина, так как уровень сахара в крови повышается. Ферменты мозга тратятся на то, чтобы восстановить баланс инсулина в организме.
Соя является незаменимым продуктом для здорового питания, люди, излишне увлекающиеся соевыми продуктами, рискуют приобрести трудности с памятью, вплоть до развития слабоумия.
Курение ухудшает работу мозга, запуская серьезные проблемы с долговременной памятью и другими процессами мозга.
Недостаток белка – вызывает проблемы с памятью, т.к. белок является важной частью многих ферментов, которое ускоряют протекание биохимических процессов, а недостаток белка вызывает снижение скорости протекания.
Стресс и депрессия. У депрессивных и нервных людей, легко подвергающихся стрессам, расстройства умственной деятельности развиваются на 40 процентов чаще.
Болезни щитовидной железы. Щитовидная железа регулирует многие гормональные процессы и ухудшение ее работы запускает гормональные нарушения, вызывающие ухудшение запоминания и воспроизведения.
Хронические боли. По результатам исследований лиц страдающих хроническими болями разной этиологии, у более 50% из этой группы наблюдались нарушения познавательных процессов.
2.5.6.5. Факторы положительно влияющие на память.
Регулярное употребление рыбы снижаете риск возникновения нарушений умственных процессов.
Брак и семья. Финские и шведские исследователи проводили обследование 1400 лиц в 35-летнем возрасте, а затем, спустя 21 год и было выявлено, что память лучше всего была сохранна у семейных людей, чем у одиноких или разведенных.
2.5.6.6. Советы по развитию памяти.
- можно улучшать память в любом возрасте;
- употребление достаточного количества жидкости;
- высыпаться, не переутомляться;
- стараться не курить и не употреблять алкоголь и другие вредные привычки.
2.5.7. Законы характерные для разных видов памяти.
Осмысления - чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче это, закрепляется в памяти.
Интереса - интересное запоминается быстрее, и затрачивается меньше усилий.
Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу запомнить информацию.
Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.
Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другой похожей информацией.
Объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.
Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации, превышает объем кратковременной памяти, тем хуже она запоминается.
Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.
Края - лучше запоминается начало и конец ряда информации, хуже середина.
Повторения - повторение способствует лучшему запоминанию.
Ассоциаций- чем больше возникает ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.
Закон реминисценции – отсроченное на 2-3 дня воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала, сразу после его заучивания. Объясняется тем, что со временем логические связи упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.
2.5.8. Методы и методики рационального запоминания
Мнемоника – техники и приемы рационального запоминания.
Шадриков В.Д. предлагает следующие способы заучивания.
Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.), выделение опорных пунктов (заглавие, тезисы, вопросы, примеры и т.д.).
Схематизация – установлении изображение и описание чего-либо в основных чертах.
Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.
Перекодирование – вербализация (проговаривание) или представление информации в образной форме.
Достраивание запоминаемого материала – привнесение нового в запоминаемое (использование слов посредников).
Ассоциации – установление связей по сходству или противоположности.
Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.
Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.
Метод мест - ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти. Например, при запоминании перечня слов, попытаться представить все как находящееся в комнате.
2.5.9. Нарушения памяти.
Гипермнезия – улучшение показателей памяти.
Гипомнезия – снижение показателей памяти.
Палимпсест – исчезновение из памяти некоторых событий, которые происходили в прошлом, а также выпадение из памяти отдельных важных деталей.
Амнезия [a- нет, мнезия-память] – потеря памяти.
Основые виды амнезий.
Ретроградная амнезия – разрушение информации, которая хранится в долговременной памяти.
Аффектогенная амнезия – из памяти пропадают те события, которые непосредственно связаны с сильными отрицательными для человека переживаниями.
Фиксационная амнезия – нарушена только кратковременная (оперативная) память, при относительной сохранности механизмов долговременной памяти.
Парамнезии – искаженные воспоминания, лишь частично соответствующие действительности.
Псевдореминисценции - воспоминания имевшие место в прошлом, но перемещенные в настоящее и заполняющее пробелы воспоминаний.
Фиксационная амнезия – нарушена только кратковременная (оперативная) память при относительной сохранности механизмов долговременной памяти.
Дежавю (dejavu) – состояние, когда совсем новое восприятие сопровождается переживанием, которое имело место в прошлом этого человека.
James vu – состояние полностью противоположное первому.
Навязчивые воспоминая – в памяти воспроизводится какой-либо эпизод из прошлой жизни, причем чаще всего неприятный, компрометирующий[YUN8].
2.6. Мышление.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, позволяющий устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.