Дошкольный возраст

Для диагностики интеллекта ребенка дошкольного возраста может быть использован детский адаптированный вариант методики Векслера [1,2].

Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особеннос­тях его структуры, благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных — вербальных и невербальных — характерис­тик, степень выраженности которых вычисляется по единой 20-балльной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у испытуемого хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других детей.

Существует специально адаптированный к условиям нашей страны дет­ский вариант методики (А. Ю. Панасюк), предназначенный для исследова­ния интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет и состоящий из 12(6 вер­бальных и 6 невербальных) субтестов.

I субтест — «Общая осведомленность» — направлен на изучение круго­зора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружаю­щей его действительности. Наибольшие трудности в выполнении данного субтеста испытывают социально-педагогически запущенные школьники, не получившие необходимого запаса знаний в дошкольный период детства, с пробелом в формировании познавательных функций.

II субтест — «Понятливость» — состоит как бы из двух частей. Первые пять вопросов направлены на изучение способности ребенка к самостоя­тельному принятию решений. Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен что-то предпринять, проявив собственную инициативу. Правиль­ное (самостоятельное) решение проблемы оценивается в 2 балла, а обраще­ние к чьей-то помощи — в 1 балл. Если ребенок не знает, как действовать в подобной ситуации и дает неверный ответ, он не получает ни одного бал­ла. Вопросы второй части направлены на изучение уровня знания ребен­ком социальных норм и требований, его умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил. Однако первые вопросы субтеста могут вызывать затруднения у детей из благопо­лучных семей, интеллектуально развитых, но не приученных к самостоя­тельности, живущих в условиях гиперопеки. В этом случае опрос следует прекращать не при трех неверных ответах вообще, как это регламентирова­но стандартной инструкцией, а при трех отрицательных ответах на вопросы второй части.

III субтест — «Арифметический» — направлен на изучение способности ребенка выполнять арифметические действия и операции в уме, способно­сти к устному счету, а также умения быстро ориентироваться в условиях за­дачи и находить правильное решение. Данный субтест имеет временные лимиты и проводится с использованием секундомера. На решение каждой арифметической задачи отводится определенное число секунд. Задача считается нерешенной, если дан неверный ответ или истек лимит времени. Все действия испытуемый должен производить в уме.

IV субтест — «Аналогии — сходство» — направлен на исследование спо­собности ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существен­ных их признаков.

V субтест — «Словарь» — направлен на анализ словарного запаса ребен­ка. Отвечая на вопрос, ребенок должен объяснить, что означает то или иное слово, т. е. дать определение понятия доступными ему средствами. Наиболь­шие трудности при выполнении данного субтеста, так же как и первого, испытывают социально-педагогически запущенные школьники.

VI субтест — «Повторение цифр» — направлен на изучение состояния кратковременной и оперативной памяти испытуемых и требует достаточ­ной степени концентрации произвольного внимания. Кроме того, низкие результаты при повторении цифр в обратном порядке могут свидетельство­вать о пространственно-перцептивных нарушениях.

Первые 6 субтестов составляют вербальную часть методики. Предваритель­ные оценки через возрастную шкалу переводятся в шкальные. Окончатель­ная оценка за субтест зависит от,возраста ребенка. Согласно требованиям те­ста, чем старше ребенок, тем большее число заданий он должен выполнить. Задания внутри каждого субтеста возрастают по степени сложности, с учетом возрастных нормативов. На основе интегральной оценки за все 6 первых суб­тестов вычисляется вербальный интеллектуальный показатель (ВИП)..

VII субтест — «Недостающие детали» — направлен на изучение наблюда­тельности ребенка, его зрительно-перцептивной памяти, а также умения вы­делять существенные признаки путем зрительного анализа. Субтест состоит из картинок, на которых изображены предметы с недорисованными деталя­ми и частями. Ребенок должен определить, чего не хватает наданной картинке, причем ему не обязательно называть недостающую деталь, достаточно ука­зать лишь ее место на рисунке. Субтест имеет временные лимиты (как и все остальные субтесты этой серии) и проводится с секундомером. Превышение лимита времени дает нулевую оценку, успешный ответ оценивается в 1 балл.

VIII субтест — «Последовательные картинки» — направлен на изучение способности испытуемого устанавливать последовательность событий на основе анализа причинно-следственных связей. Испытуемый должен как можно быстрее разложить предъявленные в случайном порядке картинки так, чтобы у него мог получиться логически связный рассказ. Оценивается правильность установленной последовательности и время выполнения за­дания. Составление устного рассказа не требуется.

IX субтест — «Составление фигур из кубиков», или «Кубики Кооса» — на­правлен на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне. Испытуемый должен составлять определенные узоры из кубиков, соответствующие нарисованным на карточ­ках образцам. Важным здесь является умение перенести элементы восприя­тия в элементы конструкции. Оценка зависит от правильности составления узора и времени выполнения задания. Правильное выполнение первых 3 за­даний при необходимости демонстрируется перед испытуемым на кубиках.

X субтест — «Складывание объектов» — направлен на исследование спо­собности ребенка к синтезу на предметном уровне, умения составлять це­лое из отдельных частей, конструктивного мышления. Испытуемый должен из отдельных деталей составить целую фигуру. Независимо от успешности выполнения испытуемому даются все задания.

XI субтест — «Кодирование» — направлен на исследование способнос­ти испытуемого к распределению внимания, уровня его работоспособнос­ти. Данный субтест представляет собой вариант корректурной пробы и имеет две формы — для детей моложе 8 лет и старше 8 лет.

XII субтест — «Лабиринт» — направлен на изучение зрительно-двигатель­ной координации ребенка, его способности ориентироваться в простран­стве рисунка.

Вторые шесть субтестов составляют невербальную часть методики. Пред­варительные оценки через возрастную шкалу переводятся в шкальные и на основе интегральной оценки заданные шесть субтестов вычисляется невер­бальный интеллектуальный показатель (НИП).

На основе интегральной оценки за все 12 субтестов вычисляется общий интеллектуальный показатель (ОИП).

Таким образом, в результате исследования получается 15 показателей: ВИП, НИП, ОИП и 12 показателей по каждому субтесту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: