Обработка данных. Оцениваются ответы на 10 картинок (№ 2-11)

Оцениваются ответы на 10 картинок (№ 2-11). Картинка № 1 — трени­ровочная, № 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (поданным А. М. При­хожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку № 12 дает отрицатель­ный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» отве­там испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребен­ка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а так­же анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 — выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Шкала явной тревожности CM AS

Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS) предназначена для выявления тревожности как относитель­но устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана аме­риканскими психологами A. Castaneda, В. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J. A. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Спе­цифика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетель­ствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский ва­риант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тен­денции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.


В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А. М. Прихожан9. Поданным авторов и пользователей, детский вариант шка­лы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктив­ность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7—12 лет из различных регионов страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: