Методика «Подели игрушки (одежду для кукол, военную технику)»16 предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.
Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов. Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно; если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.
Методика «Проигрышная лотерея»
Методика «Проигрышная лотерея» разработана Марией Терезой Бурке- Бельтран16.
Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз — конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.
|
|
По поведению ребенка взрослый судит о сформированное™ его морального поведения.
Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы школьника
Для диагностики эмоционального отношения к школе младшего школьника могут быть использованы некоторые методики из предыдущего раздела, например «Тесттревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Рисовальные пробы» (рисунки «Я иду в школу» и др.), «Веселый и грустный».
Исследуя тревожность у первокласскников, необходимо помнить, однако, что выделить детей с подлинной школьной тревожностью можно только после первичного адаптационного периода, как правило, после окончания первой четверти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу.