Методы диагностики и исследования нравственной сферы школьника

Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания

Когнитивный элемент нравственного сознания младшего школьника мо­жет изучаться с помощью ряда методик, описанных в разделе о диагности­ке нравственного развития дошкольников или их модификаций.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»22

Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; спра­ведливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Авторами предлагается следующая качественная обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравствен­ных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

□ 1 балл — если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

□ 2 балла — если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

□ 3 балла — если сформировано полное и четкое представление.

Кроме этого могут быть использованы и другие методики. Например, на

материале школьных ситуаций может быть также модифицирована мето­дика «Закончи историю». Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о спра­ведливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справед­ливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д. Для оценки степени сфор­мированное™ понятия может быть использована та же 3-балльная шкала либо можно воспользоваться 4-балльной шкалой, описанной ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: