Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания

Методика «Что мы ценим в людях»22

Методика «Что мы ценим в людях» предназначена для выявления нрав­ственных ориентации ребенка.

Описание

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, дру­гой — плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступ­ков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоко­ле фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оцен­ке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: по­ложительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нрав­ственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориен­тировочной шкалой:

□ 0 баллов — ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. От­ношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объяс­няет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он на­зывает), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

□ 1 балл — нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адек­ватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нор­мам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

□ 2 балла — нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

□ 3 балла — ребенок обосновывает свой выбор нравственными установ­ками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравствен­ным нормам активное и устойчивое.


Методика «Как поступать»

Методика «Как поступать» предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел. Например, первая ситуация: во время перемен­ки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознал­ся. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка может быть такой же, как в предыдущем задании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: