Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).
Кем бы ты хотел быть?
Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):
сказочные герои........................ 74,1
животные.................................... 11,8
реальные лица............................. 9,7
другие варианты........................ 2,2
не знаю........................................... 2,2
Таблица 7.11. Сказочные герои (абсолютная частота)
|
Таблица 7.12. Животные (абсолютная частота)
|
Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт... Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в процентах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обратно пропорционален показателю оригинальности).
|
|
50—70% одинаковых ответов — высокий коэффициент стереотипности. 30% — средний коэффициент стереотипности. 19,4% — низкий коэффициент стереотипности.
Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и являются основой интерпретации.
Кем бы не хотел стать? Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):
сказочные герои..................... 62,4%
животные.................................... 8,6%
реальные лица........................ 17,2%
Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.
Таблица 7.13. Сказочные герои (абсолютная частота)
|
Примечание. В этой таблице и табл. 7.14—7.20 в графе «Частота» указаны только значимые величины. |
Таблица 7.14. Животные (абсолютная частота)
|
Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, который может активно участвовать в волшебном мире, девочки — принцессе.
В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказочным героем:
|
|
Онтогенетический профиль:
девочки........................... 63%—86—90
мальчики........................ 75%-64-85
Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные результаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).
Отношение разности положительных и отрицательных выборов к общему числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом полярности:
где /— число идентификаций; К — число контридентификаций.
Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения — от 1,0 до —1,0. Положительные значения показывают, что преобладают положительные выборы, отрицательные — наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:
1,0— экстремальный положительный объект, выбранный всеми респондентами;
0 — амбивалентный объект; — 1,0 — экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.
Индекс полярности для первых двух вопросов теста:
принц, принцесса................................ 0,8
король, королева................................ 0,6
волшебник...................................... -0,46
черт................................................ -0,50
дракон............................................. -0,82
кошка.................................................. 1,0 ■ *■
змея.................................................. — 1,0
Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «почему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, определяются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются полезными для диагностических заключений, например: идентификация:
□• с феей («делает другим гадость»);
□ с кошкой («каждый может с ней играть»);
□ с ребенком («может быть все время с мамой»);
контридентификация:
□ с собакой («однажды меня укусила»);
□ с человеком («должен умереть»).