Интерпретация результатов теста «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).

Кем бы ты хотел быть?

Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):

сказочные герои........................ 74,1

животные.................................... 11,8

реальные лица............................. 9,7

другие варианты........................ 2,2

не знаю........................................... 2,2

Таблица 7.11. Сказочные герои (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Принц,принцесса              
Король, королева              
Волшебник,              
волшебница              
Гном             9,7

Таблица 7.12. Животные (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Кошка             4,3
Слон              
Другие             5,4

Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт... Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в про­центах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обрат­но пропорционален показателю оригинальности).

50—70% одинаковых ответов — высокий коэффициент стереотипности. 30% — средний коэффициент стереотипности. 19,4% — низкий коэффициент стереотипности.

Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и явля­ются основой интерпретации.

Кем бы не хотел стать? Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):

сказочные герои..................... 62,4%

животные.................................... 8,6%

реальные лица........................ 17,2%

Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.

Таблица 7.13. Сказочные герои (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Колдун, ведьма Дракон Король Черт Принцесса 5 0 0 0 0 3 1 0 1 0 4 1 1 0 2 2 3 0 0 0 7 5 1 0 0 5 1 2 0 26,9

Примечание. В этой таблице и табл. 7.14—7.20 в графе «Частота» указаны только значимые величины.

Таблица 7.14. Животные (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Змея              
Лев              
Другие              

Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, ко­торый может активно участвовать в волшебном мире, девочки — принцессе.


В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказоч­ным героем:

Онтогенетический профиль:

девочки........................... 63%—86—90

мальчики........................ 75%-64-85

Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные ре­зультаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).

Отношение разности положительных и отрицательных выборов к обще­му числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом по­лярности:


где /— число идентификаций; К — число контридентификаций.

Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения — от 1,0 до —1,0. Положительные значения показывают, что пре­обладают положительные выборы, отрицательные — наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:

1,0— экстремальный положительный объект, выбранный всеми ре­спондентами;

0 — амбивалентный объект; — 1,0 — экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.

Индекс полярности для первых двух вопросов теста:

принц, принцесса................................ 0,8

король, королева................................ 0,6

волшебник...................................... -0,46

черт................................................ -0,50

дракон............................................. -0,82

кошка.................................................. 1,0 ■ *■

змея.................................................. — 1,0

Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «по­чему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, опре­деляются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются по­лезными для диагностических заключений, например: идентификация:

□• с феей («делает другим гадость»);

□ с кошкой («каждый может с ней играть»);

□ с ребенком («может быть все время с мамой»);

контридентификация:

□ с собакой («однажды меня укусила»);

□ с человеком («должен умереть»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: