1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм).
2. Производится вычисление средней дистанции взаимодействия испы-
Таблица 9.9. Средняя дистанция (мм)
|
туемого, а также средних значений дистанций по следующим показателям: взрослые, сверстники того же пола, противоположного пола (с учетом пола классного руководителя), знакомые, незнакомые.
3. Анализируется благополучие отношений со знакомыми (неблагополучием считается превышение дистанции со знакомым над дистанцией с незнакомым того же возраста и пола).
4. Оценивается значимость различий структуры благополучных и структуры конфликтных отношений.
На основании исследования символических дистанций взаимодействия по шкале CIDS у 750 школьников общеобразовательных школ Санкт-Петербурга были получены статистически достоверные различия (табл. 9.9). Наиболее значимые различия получены по признакам пола, возраста и знакомства. Отмечаются различия в дистанциях со сверстниками того же пола и противоположного пола: более короткие дистанции с лицами противоположного пола. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистанции со знакомыми взрослыми, в то время как дистанции с незнакомыми взрослыми значимых различий не имеют. С увеличением возраста значимо уменьшаются дистанции со сверстниками противоположного пола, в то время как в дистанции со сверстниками того же пола значимых различий не обнаружилось. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистанции со знакомыми людьми, при этом значимо сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми.
Таким образом, с возрастом имеет место перестройка структуры отношений в сторону предпочтения сверстников по сравнению со взрослыми. Сокращается дистанция взаимодействия с лицами противоположного пола по сравнению с лицами того же пола, сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми людьми.
Структура личностной среды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. Группы, в которые включается человек, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие и развитие психики. Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе.
По пути группа детского сада — школьный класс — после школьные объединения — производственный коллектив и возвращение в рамки семейной микросреды происходит движение личности по группам, совершается оно не только по вертикальной оси, но и горизонтальной. В каждый данный момент жизни человека он оказывается вовлеченным в целую систему различных контактных и неконтактных общностей.
Для изучения взаимоотношений между детьми применяются специальные социометрические методы исследования. При их использовании необходимо базироваться на следующих принципиальных положениях.
1. Взаимоотношения между детьми в группе следует рассматривать в целостности. Отсюда вытекает необходимость рассмотреть отношения каждого ребенка ко всем остальным и всех остальных к каждому.
2. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар и игровых группировок, так как и те и другие не охватывают всех детей в целом.
3. Чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей, следует изучать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении с таким же изучением детей в группах старшего возраста.
Кроме социометрических экспериментов описанного типа проводят и разработанный Я. JI. Коломинским «выбор в действии». В нем ребенку предлагают действенным путем выразить отношение к членам группы (сделать подарок, дать карандаш, конфету и т. д.). Использование данной методики позволяет выявить социометрический статус каждого. Для выявления мотивировок выборов (для старшего возраста) применяется беседа с каждым в отдельности по определенному плану, а также более сложные методы.
С целью выявления предпочтений, отдаваемых определенным ребенком, разрабатываются опросники, выявляющие желание ребенка совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов-критериев.
Различаются общие и специфические критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора.