Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)

Метод для исследования интерперсонального поведения взрослых людей был создан в 1954 году и представляет собой результат широко ориентирован­ного исследования большого количества специалистов, исследующих анализ интерперсональных аспектов личности. По мнению авторов, интерперсональ­ные проявления индивида являются многоуровневой «сеткой» и направлены на снижение тревожности. Человек постоянно находится в контакте с други­ми людьми, а его интерперсональное поведение можно классифицировать по 16 интерперсональным, расположенным по кругу переменным (рис. 9.4).

А — ДОМИНАНТНЫЙ — владеет, господствует, приказывает (вызыва­ет послушание), управляет, приказывает, руководит.

В — ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ — хвастается, высокомерный, самодоволь­ный, эксгибиционистический, действует уверенно, независимо.

С — СОПЕРНИЧАЮЩИЙ — эксплуатирует, отвергает, отказывает (вы­зывает недоверие), соперничает, пробивается.

D — АГРЕССИВНЫЙ — обвиняющее, саркастическое, неласковое по­ведение (вызывает пассивную резистентность), решительное поведение.

Е— ЭНЕРГИЧНЫЙ — нападает, действует недружелюбно (вызывает недружелюбное поведение), открытое, прямое, критическое поведение.

F— КРИТИЧЕСКИЙ — жалуется, озлобленное поведение (вызывает наказание), правомерно и справедливо бунтует, необычный.

G— ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ — недоверчивый, подозрительный, считает себя обойденным (вызывает недружелюбное поведение), обоснованная бди­тельность и скепсис.


Н— СКРОМНЫЙ — осуждает сам себя, тревожное, виноватое поведе­ние, не учитывающее себя самого (вызывает дерзкое поведение), действует застенчиво, чувствительно, скромно.

/ — УНИЖЕННЫЙ — без собственного мнения, подчиняется, слабо­вольное поведение (вызывает управление), слушается и честно выполняет свои обязанности.

/ — КОНФОРМНЫЙ — конформный, уступчивый, слишком вниматель­ный, действует слишком вежливо (требует совета и руководства), восхища­ется, учитывает других.

К— ГИПЕРКОНФОРМНЫЙ — примыкает, умоляет помочь, зависи­мый, со всем соглашается (вызывает помощь), доверяет, просит помощи.

L — КООПЕРАТИВНЫЙ — делает компромиссы, всегда соглашается, слишком придерживается конвенций (вызывает нежность), сотрудничает, принимает участие, соглашается.

М — ГИ П ЕРАФФ И Л И АТИ ВН ЫЙ- требует дружеского поведения (вы - зывает любовь), милое, приятельское поведение.

N — ГИПЕРПРОТЕКТИВНЫЙ — мягкое, слишком эмоциональное поведение (вызывает положительное отношение), проявляет симпатии, поддерживает, действует мягко.

0 — ОТВЕТСТВЕННЫЙ — навязчиво перенимает ответственность (вы­зывает доверие), помогает, предлагает, дает.

Р — АВТОКРАТИЧЕСКИЙ — навязчиво ищет и требует уважения, пе­дантичный, догматик (вызывает уважение), управляет, советует, учит.

Т. Лири приводит 5 уровней анализа интерперсонального поведения лич­ности. Особенно значимы уровни I, II и V. Уровень I содержит наблюдае­мое поведение людей, т. е. поведение на основании оценки другими людь­ми. Уровень II содержит оценку собственного интерперсонального поведения или оценку близких людей — отца, матери, партнера, супруга и т. п. Уровень V отражает моральный профиль индивида, его идеальное «Я» через систему описания идеала.

Исследования показали, что все 16 факторов имеют отношение к факто­рам «доминантности—подчиненности» и «дружественности—враждебности». Это привело к заключению, что все интерперсональные факторы зависят от этих четырех. Их комбинирование определяет место индивида на круге, раз­деленном на четыре четверти с помощью вертикальной оси (доминантность- подчиненность) и горизонтальной оси (дружественность-враждебность).

Отдельные интерперсональные факторы описываются авторами в трех разных аспектах (см. рис. 9.4):

внутренняя окружность — адаптивное поведение;

средняя окружность — тип поведения, вызываемого у других людей;

внешняя окружность — экстремальные тенденции.

На рис. 9.4 цифрами обозначено:

1 — Стремление руководить, направлять, вести.

2 — Самоуверенность, независимость.

3 — Стремление соревноваться, напористость.

4 — Агрессивность, решительность.

5 — Искренность, прямолинейность, критичность.

6 — Реалистичность, склонность оправдываться, возмущаться, действовать нешаблонно.

7 — Реалистичность, осторожность, скептицизм.

8 — Осторожность, чувствительность, скромность.

9 — Склонность выполнять чужие обязанности, повиноваться.

10— Уважительность, склонность к восхищению, подчинению.

11— Склонность спрашивать совета, предлагать помощь, доверчивость.

12— Склонность соглашаться, сотрудничать, участвовать в общих делах.

13— Стремление любить, дружелюбие.

14— Стремление поддерживать, добросердечность, склонность проявлять симпатию.

15— Стремление помочь, что-либо предложить, отдать.

16— Стремление вести дело, советовать, учить.

17 — Стремление к доминированию, проявление черт хозяина, руководителя.

18 — Хвастливость, высокомерие, самовлюбленность, самопредпочтение

19— Стремление эксплуатировать, отвергать, отказывать.

20 — Стремление наказать, покарать, обидеть, саркастичность.

21 — Стремление проявить недружеские действия, агрессивность.

22 — Стремление оправдаться, проявив жестокость, недовольство.

23 — Стремление обидеть, действовать подозрительно, недоверчиво.

24 — Тревожность, самоуничижение, самоосуждение, чувство вины.

25 — Подчиненность, слабохарактерность.

26 — Послушность, подчиненность, сверхуважение.

27 — Верность, зависимость, потребность в помощи.

28 — Готовность идти на компромисс, соглашаться на любые условия.

29 — Потребность в дружественных проявлениях со стороны других, несдержанность

в поступках.

30 — Жалостливость, отзывчивость, проявление безграничной любви.

31 — Безусловное принятие ответственности на себя, готовность действовать в экстре­

мальных условиях.

32 — Стремление навязывать уважение к себе: педантизм, догматичность.

Было предположено, что отношение между двумя переменными являет­ся нисходящей функцией расстояния между ними на окружности. Сумма баллов по отдельным факторам переводится в индекс, где доминируют фак­торы ^/'(вертикальная ось) и IM(горизонтальная ось). Расстояние от сере­дины окружности до полученных показателей указывает на адаптивность или малоадаптивность интерперсонального поведения. Специальные фор­мулы определяют показатели по этим двум основным осям: Доминирование (вертикальный фактор) =AP-HI+0,7{BC+ NO—JK— FG)\ Дружелюбие (горизонтальный фактор) = LM- DE+ OJ{NO + JK- FG-ВС).

Отдельные типы интерперсонального поведения можно характеризовать не только по 16-факторной системе. Для клинических исследовательских целей удобно суммировать интерперсональный репертуар личности в 8 бо­лее широких описательных категорий, полученных комбинированием смеж­ных признаков. Для этого два соседних фактора были объединены в один, тем самым получили 8 искомых категорий (рис. 9.5). Это позволяет харак­теризовать поведение как с точки зрения интерперсональных проявлений, так и с точки зрения реакций, которые данный тип поведения вызывает. Так, для лиц с кодом АР, включающим факторы А (навязчивая доминантность) и /'(общепризнанная успешность), будут типичны следующие проявления.

Проявляют власть, силу и амбиции. В адаптивной форме это энергети­ческое компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека; в экстремальной форме это автократическое, диктаторское и пе­дантичное поведение, маниакальные проявления. Этот тип вызывает пове­дение //(буквы обозначаюттип поведения, соответствующий сектору в круге).

Эгоцентрическая личность — ВС (самодовлеющее самоутверждение); В — самоуверенная независимость; С — самоутверждение как соперничество.

Рис. 9.5. Описательные категории интерперсонального поведения

Выразительная ориентировка на самого себя, самолюбие, удовлетворен­ность собой, вера в себя. В адаптивной мере проявляется независимость и ве­ра в свои силы; в экстремальной форме — эгоистическое поведение, эго­центризм, эксгибиционизм, возвышение себя над остальными. Вызывает поведение типа GHIJ.

Агрессивная личность — DE (агрессивность и враждебность): D— нелас­ковая строгость; Е — бесцеремонная критичность.

Ее характеризует враждебная агрессивность, строгость в межличностных отношениях. В адаптивной форме это могут быть приемлемые проявления жесткости, резкости, когда они учитывают ситуацию. Малоадаптивная фор­ма представляет ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета си­туации, типичное преимущественно для психопатов. Этот тип вызывает поведение PGH.

Недоверчивая личность — FG (недоверчивая невосприимчивость); F — щепетильная сомнительность; G — упрямая подозрительность.

Люди этого типа отличаются подозрительным отношением к социаль­ной среде и дистанцией по отношению к людям. В адаптивной форме име­ется в виду приемлемый критический подход к социальным отношениям. Малоадаптивная форма включает подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение BCD.

Покорная личность — Ш(субмиссивность): Н — скромная робость; I — поддающаяся пассивность.

Отличается скромностью, слабостью, даже самоунижением. В адаптив­ной форме проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться; в малоадаптивной форме — это пассивное само­унижение, слабость, гиперсубмиссивность, без учета данной ситуации. Вызывает поведение ВС и DE.

Гиперконформная личность — /^(слабовольная зависимость): У — восхи­щенная благодарность; К— тревожное доверие.

Характерные проявления зависимой конформности, мягкость, требова­ние и ожидание помощи и советов. В адаптивной форме проявляется дове­рие и восхищение, адекватное данной ситуации; в малоадаптивной форме — полная зависимость, отсутствуют проявления независимости, враждебности и власти. Ведут себя боязливо и беспомощно. Вызывает поведение АР и N0.

Гипераффилиативнаяличность — LM(аффилиация): L — доверчивая ко- оперативность; М — дружеская любовь.

Для этих людей характерны дружеский стиль общения и примыкание к другим людям. Адаптивная форма: экстравертированное дружеское пове­дение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений; малоадаптивная форма — стереотипно приятное, любовное поведение без учета данной ситуации — стремление удовлетворить требования других, быть положительным и поддерживать положительные отношения. Вызывает поведение MN.

Гиперпротективная личность — N0 (протективность, покровительство): N—слишком большая деликатность; О — альтруистическая ответственность.

Это разумные, успешные, деликатные, зрелые, самостоятельные и силь­ные люди. Адаптивная форма — ответственное, деликатное поведение, выбирает дружеский способ общения, помогает другим, завязывает эмоцио­нальные контакты. Это положительный социальный тип личности. Мало­адаптивная форма — ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситуации, слишком большая активность по отношению к другим, не­адекватное стремление брать на себя ответственность за других. Вызывает поведение KL.

В окончательной версии метод содержит 128 оценочных имен прилага­тельных, из них всегда 8 связаны с одним из 16 факторов именно так, что они упорядочены по восходящей, отражая низкую, умеренную высокую и экстремальную интенсивность данного поведения. На практике наибо­лее часто используются 8 указанных выше интерперсональных перемен­ных с полярными факторами доминантности-субмиссивности и враждеб- ности-аффилиации (рис. 9.6, 9.7).

Рис. 9.6. Интерперсональный диагностический профиль самоистязающего субъекта

Для проведения исследования необходимы тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструкции отмечают ответы в бланке, причем могут оценивать поведение других (системой наблюдений) (уровень I), самого себя или других лиц по инструкции (уровень II) и оце­нивать идеал (уровень V).

Для заполнения опросника (оценки одного лица) требуется 10-15 мин. Полученные результаты можно обработать несколькими способами. При

Рис. 9.7. Интерперсональный личностный профиль автократического субъекта

этом данные заносятся в протокол. Это позволяет определять тип личнос­ти, а также сопоставлять данные по отдельным уровням (например, «Я» — отец — идеальное «Я» и т. п.

Психометрические свойства были подвергнуты проверке несколькими способами. В рамках определения гомогенности заданий проверяли попу­лярность вопросов и пришли к выводу, что популярность вопросов моно­тонно снижается. Отношение между вопросом и октановым показателем определялось подсчетом бисериального коэффициента корреляций, значе­ние которого колеблется в диапазоне 0,12-0,61, причем в основном при­нимает среднее значение. Социальная желательность вопросов определя­лась сравнением оценок отдельных характеристик и свойств людей по 5-балльной шкале. Корреляция для отдельных факторов и октанов прини­мала значение от 0,993 до 0,999. Отношения между принятием вопроса и его социальной желательностью являются более явными на уровне V (где только 20% коэффициентов корреляций было ниже уровня статистической значи­мости), чем на уровне II (где 39% корреляций оказалось ниже уровня стати­стической значимости).

Коэффициенты внутренней согласованности для факторов на уровне II принимают значения от 0,35 до 0,72, а на уровне V — от 0,16 до 0,66; для отдельных октанов на уровне II — от 0,62 до 0,75; на уровне V — от 0,46 до 0,74. Стабильность во времени (повторное предъявление спустя 10 дней) подтвердилась коэффициентами корреляций, которые принимали значе­ние для отдельных факторов от 0,63 до 0,81, а для октанов — от 0,69 до 0,80. Корреляционная матрица, отражающая отношения между данным методом и 16 PF, показала, что около 30% корреляций находится на уровне статисти­ческой значимости.

Проверка круговой диагностической модели подтвердила (с некоторы­ми отклонениями) круговое расположение интерперсональных переменных. Результаты факторного анализа также подтвердили существование двух ор­тогональных факторов (DOMи LOW).

Метод можно успешно использовать для анализа социальной среды, групп равного характера и для анализа личности в групповой или индиви­дуальной психотерапии. Имеется положительный опыт применения мето: да на практике (преимущественно в клинике, атакже в трудовых коллекти­вах) и в научных исследованиях.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: