С 60-х годов и до нашего времени наука о менеджменте вступила в информационный период, когда резко возросло значение информации и коммуникаций в управлении и получила развитие количественная (математическая) школа управления.
& | Данная школа возникла в Англии во время второй мировой войны как следствие поиска путей борьбы с массированными немецкими воздушными ударами, подводным немецким флотом, а также высадки союзников в Европе. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время немецких воздушных атак. Количественные методы были использованы также в войне подлодок и при минировании японский портов. |
Математическая школа характеризуется прежде всего использованием в управлении исследований операций и моделирования, стремлением внедрить методы и аппарат точных наук (математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания). Внимание акцентируется на принятии решений, экономической эффективности, математических моделях и использовании компьютеров.
|
|
Формирование этого направления связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Исследование операций связано с применением методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы, разрабатывается модель ситуации, в которой переменным задаются количественные значения.
Ключевой характеристикой данной школы является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютеры позволили конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближенные к реальности.
В настоящее время количественные методы принимаются руководителями при принятии решений в сложных ситуациях: теория игр, модель управления запасами и др.
Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Р. Калман, Л. Клейн, Д. Форрестер и др.
Основной вклад:
– углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и использованию моделей;
– развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.