В молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа.
Молодой человек имеет более или менее адекватное представление о себе, что является его реальным «Я» - образом. Реальный «Я» - образ может совпадать с идеальным «Я» - образом. Расхождение между реальным и идеальным «Я» - образами могут приводить как к позитивным, так и негативным последствиям.
В молодости на самооценку влияет уровень достижений личности, и она повышается при удачах, а понижается при неудачах. С возрастом, с приобретением жизненного опыта самооценка становится более дифференцированной. Единая «Я»-концепция распадается на ряд независимых друг от друга «Я»-концепций.
«Я»-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности (красивый - некрасивый, здоровый - нездоровый).
Мотивирующим стимулом развития «Я»-концепции является стремление к актуализации.
В период молодости этот процесс контролируется в основном принятием личностью социальных (нравственных, культурологических и др.) понятий и ценностей, в первую очередь контролируется понятиями и ценностями социальной группы, к которой относится личность.
|
|
Если выбранная профессия соответствует «Я»-концепции молодого человека, то он добивается самоактуализации.
В период молодости «Я»-концепция продолжает обогащаться опытом активного самоопределения личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В целостную «Я»-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.