| Пожароопасные узлы | Причины пожара | Меры по предотвращению Пожара |
| Цилиндры дизеля | Взрыв в картере и выброс пламени в дизельное помещение при прогарах днища поршня, поршня, поломке поршневых колец. | После запуска дизеля проверить отсутствие посторонних шумов. Перед началом работы дизеля под нагрузкой закрыть вентиль дренажной трубы. В пути следования следить за разряжением в картере, не допуская его снижения меньше установленного. |
| Коллекторы выпускные | Скопление топлива в коллекторе с последующим его воспламенением. Пробой газов через уплотнения смотровых крышек. | Не допускать длительной работы дизеля на малых нагрузках. После запуска дизеля газов не должно быть. Затянуть гайки крепления крышек. |
| Дренажная система | Пропуск газов и не сгоревших частиц через неплотности соединений дренажных труб с выпускными патрубками, запорным вентилем и других резьбовых соединений. Попадание их на поддон и другие промасленные поверхности. Выброс несгоревшего топлива и масла на крышу тепловоза. Засорение и прогар дренажных труб. | Проверить резьбовые соединения. Проверить чистоту поддонов и др., не допуская скоплений масла, топлива, а также неубранной ветоши, тряпок и т. п. После запуска дизеля убедиться в отсутствии пробоя газов. Следить за состоянием дренажных труб и регулярно их очищать. В установленные сроки дренажные трубы должны сниматься с тепловоза, отжигаться и очищаться |
| Трубопроводы топлива и масла | При неплотностях соединений или обрывах труб подвода масла, топливных труб высокого давления и других, масло или топливо воспламеняются от попадания на горячие узлы дизеля. | После пуска дизеля убедиться в отсутствии течи через все виды соединений. Обратить внимание на состояние масляных резинотканевых рукавов, не допуская эксплуатации с рукавами, имеющими выпучивание или трещины до корда. При обнаружении течи в пути следования на поврежденное место установить хомут. Не допускать работу тепловоза без защитных кожухов на дренажных трубах. |
| Турбокомп- рессор | Выброс искр от масла и несгоревшего топлива на крышу тепловоза | Осуществлять промывку турбокомпрессора без съёма с тепловоза. |
| Воздушный ресивер дизелей 10Д100 и 11Д45 | Скопление масла в воздушном ресивере с последующим его воспламенением | Не допускать длительной работы дизеля на малых нагрузках. На 11Д45 следить за состоянием контрольного отверстия в штуцере на раме дизеля. |
| Топливный бак | Вытекание топлива по резьбе горловины, облив бака и попадание на него искр. Попадание искр в топливный бак при открытых горловинах. | Уровень топлива должен быть на 50 мм ниже верхнего листа бака. Пробки должны быть плотно завинчены и прикреплены к горловине цепочкой. |
| Вентиляторы охлаждения тяговых эл.двигателей | Поломка вентиляторного колеса и воспламенение от искр пространства под полом дизельного помещения. Возгорание тяговых электродвигателей из-за недостаточного охлаждения при поломках вентиляторного колеса. | После запуска дизеля проверить отсутствие посторонних стуков. Не захламлять и содержать в чистоте пространство под полом. |
| Межсекционное соединение тепловозов | Попадание искр из выхлопных труб на промасленный брезент суфле. | Проверить наличие защитных щитков над суфле. Следить за состоянием искрогасительных устройств и сеток. Не допускать нарушений правил запуска дизеля. |
| Аккумуляторная батарея | Искрение, выброс электролита, замыкания на корпус при повреждении резиновых чехлов. | Проверить состояние и исправность аккумуляторных батарей, отсутствие окислов и солей, отсутствие течи. Все перемычки должны быть целы и надежно закреплены на выводах элементов. |
| Провода, подводящие ток к электрообору- дованию агрегатов, механизмов | Искрения и короткие замыкания в местах подвода проводов, особенно к электродвигателю топливоподкачивающего агрегата тепловозов, электропневматическим вентилям, механизму управления муфтой вентилятора холодильника, распределительным коробкам и т.д. | Проветрить целостность изоляции, надёжность крепления проводов, наличие защиты от перетирания и дополнительной изоляции проводов на выводах из кондуитов, кожухов, клеммных коробок, штепсельных разъёмов, от перетирания об острые кромки элементов конструкции. |
| Высоковольтные камеры | Несоответствие плавких вставок и предохранителей установленным характеристикам. Плохое состояние силовых и низковольтных проводов и их изоляции. Плохое соединение проводов с аппаратами, приборами и другими узлами. Плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов. Отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка. Неисправность резисторов | Проверить соответствие плавких вставок и предохранителей предусмотренным электрической схемой. Проверить плотность контактов в зажимах, состояние изоляционной поверхности вставки. Следов механических повреждений не должно быть. Не должно быть оплавлений, поджогов, изломов или трещин токоведущих деталей, выплавления припоя в месте контакта с кабельными наконечниками Изоляция должна быть целой, чистой и сухой. Не допускать эксплуатации локомотива с неисправными системами защиты электрических цепей от короткого замыкания и обрыва цепи возбуждения ТЭД. Проверить плотность контакта, затяжку болтов, гаек, винтов, убедиться в наличии стопорящих деталей. Провода, отключенные от схемы, должны быть заизолированы и закреплены в положении, исключающим возможность их соприкосновения с элементами и корпусом локомотива. Контактные поверхности не должны иметь подгаров и оплавлений, прилегание их друг к другу должно обеспечивать плотный контакт, Износ, разрыв и нажатие контактов должны соответствовать установленным нормам. При уменьшении усилия нажатия против установленного значения производится регулировка аппарата или его замена. Проверить наличие дугогасительных камер и правильность их установки. Дугогасительная камера должна быть надёжно закреплена на кронштейне контактора, а её магнитные полюсы плотно прилегать к магнитным полюсам дугогасительной катушки. Зазоры между краями дугогасительного контакта и внутренними поверхностями стенок камеры должны допускать свободное движение подвижной части контактора при включении и выключении. Все детали камер должны быть чистыми, не иметь изломов, нагара, следов металлизации, копоти, мест, выгоревших более, чем на половину толщины стенок, ослабления крепежных деталей. Резисторы не должны иметь перегоревших витков, изоляторы должны быть чистыми, а поводящие провода и перемычки не иметь подгаров, оплавлений и механических повреждений. |






