Феномен новых индустриальных стран (НИС) Востока

В 80-90-ые годы предыдущего столетия феномен НИС получил как бы свое оформление и признание мировом сообществом. На путь модернизации вслед за Японией вступили Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. Некоторые исследователи относят эти страны к так называемой «второй модернизационной волне». За ними последовали Китай и Индия, а также участники международного марафона (третья волна): Индонезия, Малайзия, Таиланд, Саудовская Аравия. Иногда в этом список с некоторыми оговорками включают Арабские Эмираты и Египет.

Ученые стремятся объяснить причины и истоки быстрого развития этих стран - экономического, социального, политического и культурно-цивилизационного характера, исследовать степень приемлемости этого опыта для других государств, включая Россию, дать прогнозы их места в мире XXI века.

Феномен НИС не в теории, а на практике способствует дальнейшему подрыву универсализма и амбициозности западных моделей модернизации и вестернизации. С. Хантингтон, будучи сторонником западного универсализма, включил в свою новую книгу раздел с очень симптоматическим названием «Запад уникален, но не универсален». Об этом заявлял и Ф. Фукуяма, автор статьи «Конец истории?».

Исследуя экономические факторы успешной модернизации стран «второй волны» в 80-ые годы, ученые, как правило, рассматривают особенности структурной перестройки экономики этих стран; роль государства в их хозяйственной жизни; освоение передовых технологий, а также стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; оптимизацию региональных и международных экономических связей НИС.

С точки зрения экономической политики, она направлялась не к устранению государства от функций определенной регуляции модернизационных процессов, а, наоборот, к довольно активной направляющей и регулирующей функции этого процесса при сохранении некоторых его плановых основ.

В русле социальной политики усилия государства были нацелены на разумное ограничение всевластия иностранных и национальных монополий и поддержку среднего и мелкого бизнеса и наименее обеспеченных слоев населения.

В плане проведения политической институционализация, развития и повышения эффективности функционирования всех структур политической системы, во главу угла ставилось не автоматическое внедрение западного опыта политической модернизации, а все больше стремление опираться на национальные традиции политической эволюции, разумеется отказываясь от архаизмов.

Важным является и опыт правящих элит НИС разработать те модели культурной политики и культурной идентификации, которые бы соответствовали современным культурно-цивилизационным потребностям различных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: