Введение. Слово «Веда» означает "знание"

Слово «Веда» означает "знание". В современном мире для того, чтобы обозначить авторитетное знание, служащее основой человеческого прогресса, мы используем слово "наука". Для древних обитателей Бхарата-варши, слово «Веда» имело даже более глубокое значение, чем для нас сегодня слово «наука». Это было потому, что в те дни научные изыскания не ограничивались миром, воспринимаемым физическими чувствами. И определение человеческого прогресса не ограничивалось массовой технической эксплуатацией материальной природы. В ведические времена наука была сосредоточена на вечном, а не временном; человеческий прогресс означал продвижение в духовном знании, приводящем к освобождению души из ловушки материальной природы, временной, исполненной невежества и страдания.

Ведическое знание называется апаурушея, что означает «не созданное людьми». Ведическое знание явилось на заре космоса в сердце Брахмы, родившегося из лотоса полубога творения, от которого исходят все виды жизни в этой вселенной. Брахма передал это знание в форме шабды (духовного звука) своим непосредственным сыновьям, которые были великими мудрецами с высших планетных систем, таких как Сатьялока, Джаналока и Тапалока. Эти мудрецы передали Ведическую шабду ученикам по всей вселенной, включая мудрецов на земле в древние времена. Пять тысяч лет назад великий Ведический авторитет Кришна Дваипаяна Вьяса записал шабду в виде писаний на Санскрите (шастры), которые в совокупности сегодня называются " Ведами ".

В древней Индии изучение Вед было особой прерогативой брахманов. В соответствии с четырьмя ашрамами брахманической культуры, существовали четыре уровня постижения Ведического знания. Первый уровень образования был запоминанием Ведической Самхиты, которая состоит из 20,000 мантр (стихов), разделенных на четыре части (Риг, Сама, Яджур и Атхарва), которые воспевали жрецы, прославляя различные аспекты Верховного Существа во время жертвенных ритуалов. Вторым уровнем было изучение части Вед Брахмана, которая обучает ритуалам для исполнения своих обязанностей перед семьей, обществом, полубогами, мудрецами, другими живыми существами и Верховным Господом. Третьим уровнем было овладение частью Араньяка, готовящей удалившемуся от дел домохозяина к полному отречению. Четвертой степенью было овладение Упанишадами, которые представляют философию Абсолютной Истины тем, кто ищут особождения от рождения и смерти.

Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального Ведического образования, в совокупности называются шрути-шастры, "писания, которые должны быть услышаны" брахманами. Но шрути-шастры – это не все, что имеется в ведической литературе. В Чхандогья Упанишад говорится, что Пураны и Итихасы составляют пятый раздел Ведического образования. Пураны и Итихасы дают то же знание, что и четыре Веды, но оно проиллюстрировано обширными историческими повествованиями. Пятая Веда именуется смрити-шастра ("писания, которые необходимо помнить"). Изучение Смрити-шастр позволялось и не- брахманам.

Традиционно шесть школ мысли провозглашали Ведическую мудрость каждая с разных философских углов зрения. Каждый из этих взглядов, или даршанов, связан со знаменитым мудрецом, являющимся автором сутр (афоризмов), выражающих суть даршана. Веданта-сутра Вьясы, которая тщательно исследует и выносит суждение относительно шести систем Ведической философии (наряду с другими философиями), формирует третью огромную составляющую Ведической литературы после шрути-шатр и смрити-шастр. Она называется ньяя-шастра, или "писания философских заключений"...

Ньяя. Философия Логики и Рассуждений.

Система философии Ньяйи была основана мудрецом Гаутамой. Поскольку его также называли Акшападой, эту систему также иногда называют системой Акшапады. Философия Ньяйи главным образом рассматривает условия подлинности знания и средства обретения того знания. Ньяя базируется на рассуждениях и логике, и поэтому также называется Ньяя Видья или Тарка-шастра – "наука логики и рассуждений". Поскольку эта система анализирует природу и источники знания, его истинность или ложность, ее также называют Анвикшики, что означает "наука критического исследования". При помощи систематических умозаключений эта школа философии развивает и использует конкретный метод, позволяющий отличить истинное знание от ложного.

Философия утверждает, что единственным путем достижения освобождения является обретение знания о внешнем мире и его взаимоотношениях с умом и душой. Если человек овладевает методами логических умозаключений и упорно применяет их в своей повседневной жизни, он избавляется ото всех страданий. Таким образом, методы и условия, позволяющие определить истинность знания, не являются окончательной целью философии Ньяя. Логическая критика рассматривается лишь как инструмент, позволяющий нам отличить подлинное знание от ложного. Окончательной целью философии Ньяя, подобно другим системам Индийской философии, является освобождение – абсолютное прекращение боли и страданий. Ньяя – это философия жизни, несмотря на то, что она главным образом занимается изучением логики и эпистемологии.

Ваишешика. Анализ Аспектов Реальности.

Основателем философии Ваишешика является мудрец Канада, которого также называли Улука, вследствие чего эту систему иногда называют Аулукья. Канада написал первую систематическую работу по этой философии, Ваишешика-сутру. Эта работа разделена на десять песней, каждая из которых состоит из двух разделов. Прашастапада написал комментарий к этой Сутре, называемый Свартха Дхарма Самграха, который настолько знаменит, что его называют Бхашья, что означает просто "комментарий". Когда в обсуждении Индийской философии используют слово Бхашья, оно относится к этому комментарию. Отличительной особенностью этой системы является введение особой категории реальности, называемой "уникальностью" (вишеша). Таким образом, эта система называется Ваишешикой. Подобно Ньяйе, она принимает освобождение индивидуальной души в качестве окончательной цели, рассматривает невежество как корень всех страданий и верит, что освобождение достижимо только через истинное познание реальности. Однако в качестве доказательств она признает лишь чувственное восприятие и логический вывод, и также по-другому категоризирует бытие.

Санкхья. Нетеистический Дуализм.

Философия Санкхьи, которую некоторые считают древнейшей из всех философских школ, была систематизирована древним мыслителем по имени Капила (отличным от Девахути-путра Капилы из Шримад Бхагаватам, чья система Санкхьи включает Бога). Первая работа по нетеистической Санкхье, Санкхья Сутра, традиционно приписывается Капиле, но в своей нынешней форме она не является его изначальной работой. Темы, традиционно подчеркиваемые Капилой, Ишваракришной и другими комментаторами по Санкхье включают в себя теорию причинности, концепцию Пракрити (несознательное начало) и Пуруши (сознательное начало), эволюцию мира, концепцию освобождения и теорию познания. Особенной характеристикой Санкхьи является суммирование всех составляющих реальности из Ньяйи и Ваишешики, кроме Бога, который просто исключен из системы, в два фундаментальных начала: Пракрити и Пуруша. Поэтому Ниришвара Санкхья (нетеистическая Санкхья) является дуалистической философией.

Йога. Самодисциплина ради самоосознания.

Слово йога происходит от санскритского корня йудж, что означает "объединять". Система Йоги дает методологию расширения индивидуального сознания, чтобы связаться с Верховным Сознанием. Есть различные школы Йоги, например: Бхакти Йога, Гьяна Йога, Карма Йога и Кундалини Йога. Мы будем рассматривать только систему Йоги Патанджали, поскольку она считается одной из шести систем Ведической философии. Эта школа Йоги, также называемая аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой), близко смыкается с философией Санкхьи. В действительности, аштанга-йога является практическим приложением философии Санкхьи для достижения освобождения. Она называется Патанджала Йога, поскольку была систематизирована мудрецом Патанджали. Его трактат называется Патанджала Йога Сутра. Существуют различные комментарии к этому тексту, из которых комментарий Вьясы является наиболее древним и глубоким. Эта система Йоги пытается объяснить природу ума, его модификации, препятствия к росту, страдания и метод достижения того, что описывается как высшая цель жизни – каивалья (абсолютность)

Карма-мимамса. Возвышение через Исполнение Долга.

Слово ² Мимамса ² означает «проанализировать и досконально понять». Философские системы Карма-мимамса и Веданта тесно связаны друг с другом, и в некоторых аспектах дополняют друг друга. Карма-мимамсу можно считать предварительной ступенью к Веданте. Она исследует учение Вед в свете ритуалов, в то время как Веданта исследует те же учения в свете трансцендентного знания. Система Карма-мимамсы называется Пурва-мимамса, что означает «предварительное изучение Вед», а Веданта называется Уттара-мимамсой, что означает «последующее изучение Вед». Карма-мимамса предназначается для домохозяев, а Веданта для мудрецов, отошедших от жизни домохозяина и принявших отреченный уклад жизни (санньяса).

Главная цель философии Карма-Мимамсы – это предоставить практическую методологию для использования Ведической религии (дхармы) ради удовлетворения стремления к богатству (артха) и чувственным наслаждениям (кама). Таким образом, Карма-Мимамса дает материалистическое объяснение Ведических ритуалов для тех, чьи материальные желания сделали их слепыми к духовному пониманию. В Ведах упоминаются многочисленные боги и богини. Система Карма-мимамсы трактует эти божества и поклонение им в смысле высоко "человеко-центрированном", нежели чем "Бого-центрированном". Система Карма-мимамсы также обсуждает науку о звуке и о мантре, но главной темой этой системой является объединение самодисциплины, установленной системой Йоги, с ритуалистической частью Вед. Целью всего этого является поднять корыстного и скептически настроенного человека до уровня добросовестного подчинения Ведическим предписаниям, чтобы подготовить его к дальнейшему прогрессу, которому учит система Веданты. Поэтому Карма-мимамса представляет Ведическую религию как науку механистических принципов, а не как веру или почитание божественного, нацеленную на получение благословений свыше. Здесь Ведическая дхарма оправдывается перед материалистами как "полезная для человечества" в том, что если ее должным образом исполнять, она может удовлетворить мирские желания чеповека в этой жизни и в следующей. А должное исполнение Ведической дхармы требует Карма-йоги, или бескорыстного следования долгу.

Веданта. Заключения Ведического Откровения.

Во введении объяснялось, что Упанишады являются предметом четвертой и высшей степени изучения Вед. Поэтому Упанишады называют Ведантой, или "Заключением Вед ". Философия Карма-Мимамсы проистекает из предварительного изучения ритуалистических частей Вед, и поэтому ее называют пурва-мимамсой, "предварительными размышлениями". Веданту называют уттара-мимамсой, "высшими размышлениями", а также брахма-мимамсой, "размышлениями о Брахмане, Абсолютной Истине."

Слово Упанишады означает "то, что изучают, сидя рядом с учителем." Тексты Упанишад неизмеримо глубоки и они предназначены для того, чтобы понять их под непосредственным руководством духовного учителя. Поскольку Упанишады содержат в себе множество внешне противоречивых утверждений, великий мудрец Вьясадева систематизировал учения Упанишад в Веданта-сутре, или Брахма-сутре. Веданта-сутра разделена на четыре главы: Саманвая, которая объясняет единство философии Упанишад; Авиродха, которая рассеивает кажущиеся противоречия; Садхана, описывающая средства достижения Всевышнего; и Пхала, что обозначает цель. Сутры Вьясы очень сжаты, и их значение очень трудно уловить без более полного объяснения. В Индии существует пять основных школ Веданты, каждая из которых установлена ачарьей, который объяснил сутры в бхашье (комментарии).

Из этих пяти школ или сампрадай, одна, а именно Шанкары, является имперсоналистской. Это означает, что Верховное Существо объясняется имперсональным образом как безымянное, бесформенное и не имеющее качеств. Школы Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки и Вишнусвами объясняют Бога личностным образом. Эти ачарьи и их последователи очень четко сформулировали философию, которая рассеивает ощущение мирских ограничений, связанных со словом "личность", и устанавливает трансцендентный персонализм в терминах вечности, бесконечного знания, полного блаженства, абсолютной всепривлекающей формы и всеобъемлющей любви. Каждая из этих пяти Ведантистских сампрадай известна своей сиддхантой, или "заключением по существу" о взаимоотношениях между Богом и душой, душой и материей, материей и материей, материей и Богом, и между душами. Сиддханта Шанкары – Адвайта, неразличимость (т.е. все едино, потому все пять взаимоотношений нереальны). Все остальные сиддханты поддерживают реальность этих взаимоотношений с различных точек зрения. Сиддханта Рамануджи – Вишиштадвайта, качественная неразличимость. Сиддханта Мадхвы – Дваита, "различимость". Сиддханта Вишнусвами – Шуддхадвайта, "чистая неразличимость". А сиддханта Нимбарки – Дваита - адвайта, "тождественность и различие".

Бенгальская ветвь Мадхва-сампрадайи называется Брахма-Мадхва-Гаудия Сампадая, или Чаитанья Сапрадая. В 1700-х годах эта школа даровала Индийским философам комментарий на Веданта-сутру, написанный Баладевой Видьябхушаной, который заявил еще одну сиддханту. Она называется Ачинтья-бхедабхеда-таттва, что означает "одновременное непостижимое единство и различие". В последние годы эта сиддханта стала известна людям по всему миру благодаря популярности книг Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Задание 5. Как называются (санскрит и перевод) шесть школ ведической философии, и каково Ваше отношение к ним?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: