Заключение. Итак, по милости Шрилы Сатсварупы Махараджа мы познакомились с основными разделами ведической литературы

Итак, по милости Шрилы Сатсварупы Махараджа мы познакомились с основными разделами ведической литературы. Веды означает «знание», и это знание исходит непосредственно из Верховной Личности Богак. Также Веды являются своего рода инструкцией по эксплуатации этого материального мира. Они содержат знание о том, как наслаждаться этим миром и как, разочаровавшись, выбраться из него. Кроме этого, в них дается самое сокровенное знание – знание о трансцендентных имени, форме, качествах, окружении и играх Господа. Ведическое знание было поведано Кришной Господу Брахме в начале творения и передавалось в устной традиции по цепи ученической преемственности. Около пяти тысяч лет назад Шрила Вьясадева, литературное воплощение Кришны, и его последователи на благо всех нас, беспокойных и невезучих обитателей Кали-юги, структурировали и записали ведическую мудрость, сформировав таким образом три ее категории:

1) Шрути (то, что услышано) включают в себя четыре Веды: Риг, Сама, Атхарва и Яджур, а также Упанишады, из которых 108 являются главными;

2) Смрити (то, что запомнено) включают в себя четыре раздела писаний:

а) 18 главных Пуран;

б) Итихасы, охватывающие Махабхарату и Рамаяну;

в) шесть веданг – вспомогательных разделов Ведического знания:

шикша (наука произношения), калпа (процесс проведения жертвоприношений), вякарана (правила грамматики), нирукта (значения трудных слов, используемых в Ведах, и их производные), джйотиша (астрономия и астрология), чанды (Ведические размеры) и самскары (очистительные обряды);

г) Панчаратры, описывающие ритуалы и практические аспекты поклонения;

3) Ньяя (ведическая логика) включает в себя Веданта-сутру и комментарии к ней.

Хотя эти три категории ведических произведений различны по форме и по освещаемым в них темах, они объединены одной сиддхантой, или главной темой: кришнас ту бхагаван сваям: «Кришна – Верховная Личность Бога». Именно эта сиддханта выделяет из обширнейшей ведической литературы Шримад Бхагаватам, которая таким образом становится вершиной всей ведической мудрости. Просто изучая Шримад Бхагаватам, можно постичь суть всего знания. Слава Аллаху, милостивому и милосердному J, потому что это сильно облегчает жизнь! Господь Брахма понял сущность всех Вед лишь с третьего раза. Вряд ли мы совершеннее Господа Брахмы. При средней загрузке все двенадцать песен Шримад Бхагватам обычно удается прочитать года за два. Поэтому по милости Шрилы Вьясадевы и Шрилы Прабхупады есть шанс, что мы сможем что-то понять еще при этой жизни. J Мы поставим точку в этой главе, приведя блестящий сжатый анализ Ведической литературы, данный Шрилой Дживой Госвами в его Таттва-сандарбхе.

1. Поскольку человек обладает недостатками четырех видов, методы познания, такие как непосредственное восприятие и логический вывод, несовершенны и тем более не способны дать знание о духовной реальности, трансцендентной к ним

2. Поэтому единственным надежным источником знания являются Веды, которые содержат и материальное, и духовное знание, которое передается по парампаре.

3. Изучение Вед связано с существенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:

а) в настоящее время доступно лишь менее 6% процентов самих Вед;

б) Веды написаны на особом Ведическом санскрите, который требует многих лет изучения. Но, даже если изучить его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя в парампаре;

в) перед изучением Вед необходимо выучить их шесть вспомогательных разделов, называемых ведангами. Все эти разделы обширны и требуют серьезного изучения;

г) в Кали-югу плохая память делает невозможным изучение даже 6% процентов Вед.

4. Можно было бы изучить Веданту - заключение Ведических произведений, но различные мыслители по-разному ее толкуют. Кроме того, есть и другие философии, и почему не изучать их?

5. Поэтому лучше изучать, которые проистекают из того же источника и, следственно, свободны от четырех недостатков, рассказаны в форме историй и не требуют строго произношения, а также могут изучаться любым человеком, они специально предназначены в помощь постижения таинственного смысла Вед. Поскольку Пураны и Итихасы исходят из Абсолютной Истины, они полны и не требуют дополнительных источников.

6. Пураны и Итихасы составляют Пятую Веду. Изначально была одна Веда – Яджур-веда. Затем Вьясадева выделил из нее четыре Веды. После этого остался еще миллиард стихов, которые составляли изначальную Пурану, которая до сих пор доступна на высших планетах. Из сострадания к обитателям Кали-юги, Вьясадева извлек из нее пятьсот тысяч стихов, из которых четыреста тысяч он разделил на восемнадцать Пуран, а оставшиеся стихи образовали Итихасу под названием Махабхарата.

7. Изучение Итихас и Пуран – это привилегия, ибо, изучая их, можно и вовсе обойтись без изучения самих Вед.

8. Пураны подразделяются на три категории по шесть в каждой в соответствии с гунами природы.

9. Из них Бхагавата-пурана является чистейшей, поэтому можно все понять, просто изучая Шримад Бхагаватам

Задание 1. Назовите на санскрите три основные категории ведических произведений и кратко объясните каждую из них

Задание 2. Что такое сиддханта и что является сиддахнтой Ведической литературы?

Задание 3. Опишите историю появления Ведической литературы.

Задание 4. Каково уникальное положение Шримад Бхагаватам в Ведической литературе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: