double arrow

Анна-прашана самскара – первое принятие зерновой пищи

Этот обряд нужно совершать в благоприятный день на шестом или восьмом месяце после рождения ребенка, если это мальчик, и на пятый, седьмой или девятый – если девочка.

Но в любом случае, ради благополучия ребенка, этот обряд ни в коем случае нельзя проводить раньше четвертого месяца или позже чем через год после рождения. Прорезание первых зубов является верным знаком того, что ребенку уже можно давать более твердую пищу. В это время поведение ребенка изменяется, и он начинает хотеть чего-нибудь твердого.

Во время этой церемонии жрец просит Господа Вайшванару (Вишну) войти в тело ребенка и принимать всю твердую пищу, которую будет есть этот ребенок в своей жизни. С этой церемонии ребенок, в определенном смысле, начинает жить более самостоятельно от своей матери. Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите (15.14): «Я – огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я соединяюсь с жизненным воздухом, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре вида пищи».

Вот как Шрила Прабхупада комментирует данный стих:

«Аюр-ведические шастры говорят, что в желудке человека находится огонь, переваривающий всю поступающую туда пищу. Когда огонь не горит, мы не испытываем чувство голода, а когда он горит, мы хотим есть. Иногда, если этот огонь не горит должным образом, требуется лечение. Этот огонь пищеварения представляет Верховную Личность Бога. Ведические мантры также подтверждают, что Всевышний Господь, или Брахман, присутствует в виде огня в желудке и переваривает все виды пищи. Следовательно, поскольку Он помогает переваривать всякую пищу, живое существо не независимо в процессе питания. Если бы Всевышний Господь не помогал ему в пищеварении, для живого существа не было бы никакой возможности питаться. Так что это Господь производит нашу пищу, и Он же переваривает ее, и Его милостью мы наслаждаемся жизнью. В Веданта-сутре (1.2.27) это также подтверждается шабдадибхйо ‘нтах пратиштханас ча: ²Господь пребывает в звуке, теле, воздухе и даже в желудке, где Он представляет силу пищеварения”. Существует четыре вида пищи: та, которую нужно глотать, та, которую нужно пережевывать, та, которую нужно лизать и та, которую нужно сосать, – и Господь представляет Собой силу, посредством которой переваривается вся эта пища».

Поэтому, исполняя этот ритуал, нужно быть очень осторожным и удостовериться в том, чтобы тот, для кого он проводится, был вегетарианцем и останется им всю жизнь. Если такой уверенности нет, то можно просто дать ребенку немножко прасада, не разводя жертвенного костра.

После церемонии анна-прашана родители могут выяснить наклонности своего ребенка, посадив его перед разными предметами. То, что он выберет из них, будет указывать на его наклонности. В Индии эта церемония очень распространена. Родителей тешит, как их малыш ползет к этим четырем предметам: книге, деньгам и т.д., которые ставятся на небольшом возвышении поодаль от ребенка, чтобы он мог к ним подползти. Если ребенок берется, например, за книгу, то ему быть знатоком философии сознания Кришны; если он выбирает деньги – будет зарабатывать кучу денег для Кришны. Если ребенок берет пригоршню насыпанной там земли – работать ему на вайшнавской ферме; а если он ползет к тарелке с зерном, то его деятельность будет связана с прасадом и т.д. К практическим результатам этой церемонии следует относиться со здоровой долей скептицизма, но обычно ее все равно проводят, так как она еще больше поднимает у всех праздничное настроение. Разумеется, эта церемония может состояться только в том случае, если ребенок уже может самостоятельно передвигаться, хотя бы ползком.

Ø Заранее приготовьте литр сладкого риса и предложите его Божествам.

Ø Налейте немного сладкого риса в одноразовый стаканчик и приготовьте одноразовую ложечку для предложения его в огонь.

Ø Жена должна сесть на асану справа от своего мужа, держа на руках ребенка.

Ø Жрец проводит стандартное начало церемонии, призывая Божество Огня шучи.

Ø Затем отец должен предложить маха-прасадный сладкий рис огню, предлагая его небольшими ложками после каждого “сваха”, а жрец в это время повторяет следующую мантру, предлагая в огонь гхи.

(«Этот рис, маха-прасад, является подношением всем живым существам»):

ом маха-прасаданнам вай экам чхандасйам
тат хи экам бхутебхйах чхандайати сваха

(«Да принесет это подношение процветание. Да посвятят меня в истину Вирочана, Саттвана и Санкаршана»):

ом шрих вай эша йат саттвано вирочано
сакаршано майи саттвам авададхату сваха

(«Среди всех видов пищи гхи представляет счастье, красоту, силу и благородство. Во имя удачи я предлагаю его Ананте»):

ом аннасйа гхртам эва расах теджах
сампадартхо тад анантайа джухоми сваха

(«Я предлагаю его Вишну, чтобы Он утолил им Свой голод»):

ом вишнаве кшудхе сваха

(«Я предлагаю его Вишну, чтобы Он утолил им Свои голод и жажду»)

ом шри-вишнаве кшут-пипасабхйам сваха

Ø Предложите подношения пяти пранам, произнося:

ом пранайа сваха
ом апанайа сваха
ом саманайа сваха
ом уданайа сваха
ом вйанайа сваха

Ø Жрец проводит заключительные ритуалы.

Ø Все присутствующие повторяют молитвы маха прасадо говинде и шарира-авидья джал.

Ø Отец берет малыша на руки и, после каждой мантры, произнесенной жрецом (огню уже больше ничего не подносится), после каждого «сваха», кормит его ложечкой сладкого риса, маха-прасадом.

(«О Ачйута, владыка пищи, одари нас пищей, здоровой и придающей силы. Руководи же и дальше исполнителем этого жертвоприношения. Даруй же силу нам и животным. Я приношу жертву пране»):

ом ачйута анна-пате аннасйа но дхехи анавимасйа шушминах
прадатарам тариша урджам но дхехи двипаде чатушпаде сваха
ом пранайа сваха

(«О Джанардана, о Владыка поддержания и пищи, снабди нас всем необходимым для жизни, одари нас Своей пищей, приносящей блаженство и бессмертие. Во все времена даруй ее нам: и людям, и животным. Я приношу подношение апане»):

ом джанардана анна-пате крнута аннам но дхехи пийушасиктам
те ‘ннам йад йад йуге но дхехи двипаде чатушпаде сваха
ом апанайа сваха

(«О Лашкми-Нарайана, Владыки жизнеобеспечения, даруйте нам пищу, приносящую бессмертие, приготовленную Самой Лакшми Деви. Одарите остатками Своей трапезы нас: и людей, и животных. Я подношу жертву самане»):

ом лакшми-нарайанау анна-пати аннам амрта но дехи камала-самскртам
те бхукта-шешам но дхехи двипаде чатушпаде сваха
ом саманайа сваха

(«О Господь, дарующий пищу всем живым существам, даруй нам остатки пищи от жертвоприношения Тебе. Навеки одари нас столь трудно достижимой человеческой формой и природой. Одари нас ей: и людей, и животных. Я приношу подношение удане»):

ом анна-пате йагья-ннам адхиаджнам твадийам
но дхехи сарва-дурлабхам манушйам ваи судхайутам
но дхехи двипаде чатушпаде сваха
ом уданайа сваха

(«О Джанардана, даруй нам: и людям, и зверям – Свою вечную пищу, ту, что была поднесена Тебе, пропитанную нектаром шести вкусов, и способную уничтожить все грехи. Я приношу жертву вйане»):

ом анна-пате джанардана шад-расам амрта-сиктам ниведитам те
сад-аннам но дхехи килбишапахам
но дхехи двипаде чатушпаде сваха
ом вйанайа сваха

Ø Отец возвращает ребенка матери, дает дакшину жрецу и угощает пиром всех преданных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: