Это последняя самскара, которая в последний раз очистит человека через его тело. Этот обряд проводят для того, чтобы душа отрешилась от своего тела и не приняла форму привидения, а также для того, чтобы подготовить лучшее назначение для отошедшей души. Это кармический обряд – настолько, что описание его полностью отсутствует в вайшнавских шастрах. То есть этот ритуал не является одной из вайшнавских самскар.
Преданные не отождествляют себя с телом, и Шрила Прабхупада говорит, что если в течение всей жизни они просто повторяют 16 кругов, следуют регулирующим принципам и искренне практикуют садхана-бхакти, они возвращаются в духовный мир, даже если они не достигли совершенства. Кришна Сам проявляется на лотосе их сердца в момент смерти и забирает их к Себе. Или же, если у преданного остались какие-то слабости, которые не давали ему возможности следовать своим обетам, он получит возможность продолжить преданное служение в следующей жизни.
В одном из писем Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: “Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна, несомненно, выделит ему хорошее место для следующего рождения... Но мы также выражаем свою скорбь по поводу разлуки с Вайшнавом... Через три дня после его ухода нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок”.
|
|
Обряды примерно одинаковые, в зависимости от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра). Тело следует омыть, одеть в вайшнавскую одежду, украсить тилакой и цветочной гирляной, предложенной Божествам, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Если есть возможность достать священную воду (Ганги, Ямуны, Радха-кунды и т.п), тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, тело следует отвезти в крематорий. Если в вашем городе или поблизости нет крематория, то тело можно просто захоронить – листья туласи и святые имена Господа сделают это место неотличным от Вриндавана.
Не следует проводить кремацию в Экадаши или в Маха-двадаши (по необходимости отложите ее на следующий день). Кремация должна проходить в дневные часы, пока светло. В день кремации нужно провести заключительную церемонию в ритуальной комнате, во время которой читаются писания для членов семьи ушедшего и друзей и исполняется негромкий киртан.
Не позже, чем через год после ухода преданного, его прах следует отвезти в Индию и бросить в священную реку, такую как Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада или Кавери. Большинство вайшнавов берут пепел с собой, когда едут в Маяпур или во Вриндаван, чтобы там у Кеши-гхата бросить его в Ямуну. Перед этим необходимо смешать прах покойного с панча-гавйей и землей с берега священной реки так, чтобы сформировать однородный шар. Или же преданные просто передают прах во Вриндаване местным брахманам, которые за пожертвование проведут эти заключительные ритуалы.
|
|
На третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир Божествам и затем накормить преданных и членов семьи ушедшего.